Статьи
 

Каракалпаки

Основное коренное население Каракалпакстана, автономного образования, входящего в состав Республики Узбекистан. Каракалпаки занимают южное побережье Аральского моря и Каракалпакидельту Амударьи. Этот район был освоен каракалпаками в течение XVIII-XIX вв. До этого они обитали в Низовьях Сырдарьи, где о них впервые упоминается в XVI в.

Каракалпакский народ сформировался из разнородных этнических компонентов, в состав которых вошли древние ираноязычные полуоседлые племена южного Приаралья и различные группы тюркоязычных и монголоязычных кочевников. В родоплеменном делении каракалпаков прослеживаются связи с печенегами, огузами, кипчаками, Золотой Ордой, казахскими, туркменскими и узбекскими племенными союзами. Несмотря на многовековые связи с кочевыми объединениями, каракалпаки сохранили своеобразный тип хозяйства, сочетающий в себе земледелие, основанное на ирригации, отгонное скотоводство и рыболовство. В сложных гидрологических условиях низовий Амударьи они построили разветвленную сеть каналов, создали различного типа водоподъемные сооружения ("серппе", чигири и др.), возвели защитные дамбы и плотины.

Каракалпаки возделывали пшеницу, ячмень, рис, просо, джугару, бобовые, масличные и волокнистые культуры (кунжут, кендырь, хлопок), разводили бахчи, сеяли кормовую люцерну. Их земледельческий инвентарь мало отличался от инвентаря других народов Средней Азии. Для них была также характерна тщательность обработки земли и рациональность ее использования. Последовательность и сроки работ определялись согласно народному календарю, который, как и у других земледельческих народов, имел аграрный характер.

Скотоводство каракалпаков было подчинено земледелию. Они разводили в основном такие виды скота, которые могли использовать в качестве тягла – рабочих быков и лошадей. Поголовье овец и коз было относительно невелико. Летом вместе со скотом каракалпаки уходили на пастбища к камышовым зарослям побережья, к озерам и степным колодцам. Дальность кочевки зависела от зажиточности хозяйства. Как правило, кочевки находились недалеко от зимних селений и переезд на них для большинства семей являлся данью традиции. Зимой скот, за исключением овец, держали вблизи жилища в загонах на заготовленных с лета кормах.

Рыболовством занимались все группы каракалпаков, но особое значение оно имело для тех групп, которые жили на побережье Арала и в западных районах дельты. Рыбу ловили при помощи камышовых загородей, которыми перегораживали течение в протоке или канале, а также сетью и сачком, удочками и острогой. Практиковался не только летний, но и зимний лов. Рыба занимала большое место в пищевом рационе: ее жарили, сушили, из нее варили уху, из икры рыбы пекли хлеб. Каракалпаки имели лодки – "кайык", но они не были приспособлены для плавания по морю. Устойчивые и маневренные морские лодки и многие совершенные рыболовные снасти были заимствованы ими в начале XX в. у русских крестьян-рыбопромышленников.

Расселение каракалпаков соответствовало структуре их родоплеменного деления. Они селились по племенам, внутриплеменным объединениям родов, родам и внутриродовым подразделениям. Вся их территория была поделена между двумя племенными конфедерациями-арысами (буквально "оглобля") – Он-тёрт уруу (т.е. 14 родов) и Кунграт. Первая занимала в основном правый берег Амударьи, вторая – левый и побережье. В арысы входило 12 племен, которые объединяли более 100 родов. Низший единицей этой структуры были группы родственных семей – "коше". Род владел не только землями, но и орошавшими их каналами и протокой. Входившие в него подразделения имели свои каналы - ответвления от родового. Вдоль каналов располагались родовые селения - аулы. Они представляли собой разбросанные на значительном удалении друг от друга группы жилищ и хозяйственных сооружений, которые принадлежали отдельному коше.

У каракалпаков издавна бытовало два типа жилищ – юрта и глинобитный или саманный дом – "там". Каракалпакская юрта имела некоторые отличия от юрт соседних кочевых народов, это проявлялось в отдельных деталях конструкции, во внутреннем и внешнем убранстве. Там представлял собой большой прямоугольный дом с плоской крышей. Он состоял из одного-двух полутемных жилых помещений с пристенными очагами, кладовых, хлева и крытого двора "уйжай", в котором устанавливалась юрта. Вход в него закрывали массивные деревянные ворота. Там в основном был зимним жилищем, летом предпочитали жить в юрте вне дома. Родоплеменная верхушка и зажиточные общинники строили напоминающие замки дома-усадьбы, подобные усадьбам – "хаули" хорезмийских узбеков.

Деревянные части юрт, а также арбы, лодки, седла, земледельческие орудия и сложные хозяйственные приспособления для подъема воды, головные уборы, обувь, инструменты из железа, ювелирные украшения в каракалпакском селении производили местные мастера - члены рода. Как правило, они работали на заказ и их труд оплачивался натурой, включая отработку в хозяйстве мастера. Ремесленные навыки передавались по наследству и составляли достояние отдельных семей. Ткачество, ковроделие, валяние войлоков, плетение циновок, изготовление одежды, вышивка еще не выделились в специализированные виды производства и оставались внутрисемейными занятиями женщин.

Одежда каракалпаков мужчин сравнительно мало отличалась от одежды узбеков: они также носили белую туникообразную рубаху, широкие в шаге штаны, заправленные в сапоги, свободный халат из темной ткани в мелкую полоску, а зимой - овчинный тулуп, шерстью внутрь. Своеобразной частью одежды был только стеганый камзол - "бешпент", возможно, заимствованный у татар, который носили под халатом. Головным убором служила уплощенная круглая шапка из темной овчины - "кураш". В древности у каракалпаков бытовали высокие войлочные конусообразные шапки - "калпак-такыя", по которым они и получили свое этническое наименование - "каракалпак" – "черная шапка".

Женский костюм также состоял из рубахи, штанов, камзола и халата, но вместо камзола иногда носили безрукавку. Каждая возрастная группа имела свои отличия в костюме, но в целом для каракалпачек были характерны нарядные яркие цвета, с преобладанием красного и синего, обилие вышивки и металлических украшений. Паранджи они не носили, ее заменяла халатообразная накидка - "жегде", не закрывавшая лица. Обычным головным убором женщин был длинный платок, который повязывался поверх тюбетейки наподобие чалмы. До 1930-х годов сохранялись древние ритуальные головные уборы невест и молодых женщин - "саукеле" и "кимешек".

К концу XIX в. каракалпакский род, несмотря на наличие целого ряда пережитков древнего хозяйственного и кровного единства, по существу представлял собой большую территориальную общину, державшуюся на совместном пользовании водой и частично землей. Возглавлявшая общину родовая аристократия – "бии" – использовала патриархальные традиции рода для скрытой эксплуатации рядовых сородичей. Формы этой эксплуатации были различны: от работ по сооружению и ремонту орошавших поля бия каналов и привлечения женщин из малоимущих семей для размола зерна в хозяйстве бия до отдачи обедневшему сородичу бийского скота на выпас и земли в аренду. Наряду с родовой аристократией все больший вес в делах рода получали "баи" – общинники, разбогатевшие на посреднической торговле и ростовщичестве. К верхушке рода примыкало духовенство – муллы и ишаны, владевшие особыми, выделенными в пользу церкви, землями (вакуф) и совершавшие многообразные открытые поборы.

Социальное и имущественное расслоение затронуло не только входившие в род отдельные патронимические группы - коше, но проникло и внутрь этих групп. Коше состояли из отдельных семей, имевших наряду с общей собственностью (вода, земля, пастбище) частную собственность (урожай, скот). Внутри коше преимущественное право пользования водой и землей захватывают их старейшины – "коше-бии".

Общественный и семейный уклад каракалпаков определялись нормами патриархально-родового обычного права (адата) и мусульманского религиозного права (шариата). В условиях нараставшего разложения кровно-родственной общины и то, и другое одинаково защищало интересы формировавшегося в ее недрах господствующего класса и в его пользу поддерживало наиболее архаические и косные традиции и обычаи.

После присоединения Средней Азии к России каракалпакский народ оказался разделен на две части: правобережные группы вошли в сферу непосредственного управления русской администрации, левобережные – подпали под власть Хивинского хана. Это разделение замедлило процесс консолидации каракалпаков; оно осуществилось лишь в ходе проходивших на территории Средней Азии административно-территориальных преобразований 20-30-х годов XX в.

                                                                                                                                                                                     

Гадло А.В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.

Материалы раздела "каракалпаки"

Н.П. Лобачева. К истории среднеазиатского костюма: каракалпакский кимешек

Кимешек — одна из обязательных и опознавательных (имелись возрастные отличия) деталей традиционного костюма замужней каракалпачки, конкретнее — ее головного убора. Интересен этот элемент каракалпакского костюма не только своей бытовой и ритуальной характеристикой, но и тем, что несет в себе признаки этнических и культурных корней. К моменту сбора материалов — 50-м годам ХХ в. — кимешек вышел не только из повседневного употребления, но даже утратил свои ритуальные функции, о чем обычно помнят значительно дольше. В памяти народа сохранились некоторые вехи того, как это происходило, что тоже интересно.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 
30319