Статьи
 

Эдуард Хуршудян. Чагатайская монета XIII века. Часть II.

4.Монеты с тамгой Кайду Хана

Из чагатайских монет с тамгой Великого Хана Хайду нам удалось найти следующие монетные дворы – Андижана (Кайду+Дува), Самарканда, Бухары, Шаша, Отрара, Тараз, Кенчека (около Тараза) Худжанда, Канд, Узгенд (Кайду+Дува), Кашгара (см. www.mongoliancoins.com, www.persee.fr, www.zeno.ru, www.izmaylovo.ru). Как видно из выше приведенного списка монетных дворов - они все происходят с территории современного Узбекистана (4), Казахстан (3), Таджикистана (2) и Синцзяна-КНР (1), Кыргызстан (1). Среди чагатайских монет из алматинского клада тамга Кайду Хана встречается на следующих монетах – Андиган (=Андижан) (3 монеты) – тамга Кайду (1)+Дува (2), Бухара (6 монет)- Кайду (4), Йанги (1 монета) - Кайду, Кашгар (1 монета) - Кайду, Кенчек  (2 монеты) - Кайду, Отырар (5 монет) - Кайду (4)+Кайду (1), Ош (3) -Кайду +Дува (1), Болат (1)-Кайду, Самарканд (4), Тараз (4) - Кайду (1), Ходженд (1 монета) - Кайду, Шаш/Ташкент (2 монеты) - Кайду [12].

В 1238 году Чагатай, без согласия кагана Угэдэя смещает Махмуда. Каган делает упрек своему брату, однако отдает ему Мавераннахр в качестве "инджу". Откупщиком становится сын Махмуда, Масуд-бек. Он становится откупщиком не только Мавераннахра, но и всего оседлого населения Средней Азии, Семиречья и Восточного Туркестана.

С исторической территории Семиречья (включая Алматинскую область и Кыргызстан) было обнаружено достаточное количество чагатайских монет (находки единичных монет и кладов) с монетными дворами Ходженда, Самарканда, Бухары, Шаша, Бадахшана, Термеза, Тараза, Узгенда и др. известных торговых центров. 

Наша интерпретация чагатайской монеты – это новый взгляд на арабскую надпись монеты, которая на наш взгляд заслуживает внимания научного сообщества. И новые подходы в интерпретации чагатайских монет позволят нам открыть новые грани в такой интересной области науки, какой является чагатаидская нумизматика. В связи с этим, здесь считаем уместным привести слова известных исследователей чагатайских монет: "Чагатаидская нумизматика в настоящее время проходит этап становления, и выявление новых монет этого государства последней трети XIII – первой половины XIV вв. не является редкостью. При этом каждый новый открытый двор, год или тип монет крайне важны для правильного понимания особенностей исторического момента, в который эта продукция оказалась в обращении" (П.Н. Петров, С.В. Акиндинов. Об одной медной монете 670 г.х. города Сайрама).

В завершении мы бы хотели вкратце резюмировать вышесказанное.

В результате тщательного анализа источников нам удалось установить следующее.

1.      Происхождение топонима Алматы.

Топоним Алматы имеет ойрат-монгольское (=джунгарское) происхождение.

2.      Приводимые в ранних источниках сведения об Алматы касаются места, что около Кульджи или же  Алмалыка - столицы Чагатаидов.

 Как пишет Пантусов на запад от Кера расположена местность Бай­наман, где проживал Туглук-Тимур-хан. Название Алматы или Алмалык носят здесь многие местности. Кроме названия города Алмалыка существует название реки Алмату или Алимату, Алимту. Ме­стность, где была раньше русская почтовая станция по дороге в Кульджу, называлась и называется Алимту (или Алмату).

Селение Мазар-Шейха Мухаммед Садыка находится на местности "Алматы-аузы".

На правой стороне реки Хоргоса, у выхода ее из гор, также есть местность Алмалы (или, как пишут на картах, Алмоллы); у Кульджи тоже есть урочище Алматы.

3.      Топоним Алматы (совр. Алматы) в своей нынешней форме впервые встречается в монгольских, маньчжурских, китайских, русских и шведских источниках, которые датируются XVIII-XIX вв.

4.      Упоминаемый древнеойратский гидроним Gurban Alimatu (в других ойрат-монгольских источниках встречается форма Гурван Алматы), не относится к современному Алматы.

5.      Крепость Уш-Алматы (=Уч-Алматы) и крепость Верный сосуществовали одновременно. Основание крепости Уш-Алматы, по всей вероятности, можно приписать к известному ойрат-калмыкскому правителю Уши-Кечилю (по аналогии с Уш-Турфан).

6.      В исследовательской литературе из-за схожести монгольской формы Гурбан ("три") и тюркского термина уш ("три") и ойратского уш ("высокий монгольский сан") имело место путаница. И название крепости Уш-Алматы исследователи связывали с название трех речек - Большая и малая Алматики и Есентай!    

4. Все ранние свидетельства нарративных источников топонима Алматы (XVI-XVIII вв.) относятся к Алмалыку,  что около Кульджи (Кульджа находится на расстоянии 360 км от современной Алматы).

5. На чагатайской монете XIII века под монетным двором Алматы следует понимать топоним Алматы, что около Кульджи или же это монгольское название для столицы Чагатайского государства – Алмалык (=тюркское название) на что указывают источники.

6. Из сказанного можно заключить, что начиная с конца 17 и начала 18 века центр региональной политической активности Семиречья с востока перемещается на запад. Если раньше политические процессы больше концентрировались вокруг Алмалыка-Алимату-Алмату, то позже эти процессы сдвигаются в сторону территории современной Алматы. Это, прежде всего, было связано с активностью Российской империи и Китая с одной стороны и военно-политическими процессами, которые происходили между казахами и ойратами.  

7. Что же касается хронологии местности современной Алматы, то она датируется по известными сакским курганам начиная с VI в. до н.э. Известно очень много артефактов, которые были найдены в ходе археологических раскопок. Самая известная из них это иссыкская чаша с сакской надписью!

Примечания

[1] Опубликовано в сб.: Древности Поволжья и других регионов. Вып. III. Нумизматический сборник. Том II. Нижний Новгород, 2000, с. 257-266, илл.

[2] В нашем распоряжении имеются всего две единицы из этой серии чагатайских монет, где хорошо сохранилась легенда с монетным двором. Лучше всего эта часть легенды сохранилась на  экземпляре, изображенном на стр. 150, которая  хранится  в одной из частных коллекции в Казахстане (фото см. З.Самашев, Ф. Григорьев, Г.Жумабекова. Древности Алматы. Алматы, 2005, с.149-150). В нашей работе мы использовали фотографии из книг и фотографии неплохого качества из интернета.

[3] Tārīkh-i Rashīdī. Mīrzā Muhammad Haydar Dughlat (905-957 A.H.). Ed. By Dr. ‘Abbāsqulī Ghaffārī Fard. Tehran, 2004 (на перс. языке).

[4] Моголистан (Moghulistan иногда называется  Mughalistan- "Moghulistan" означает "Земля моголов" или монголов (термин Mughal – персидское обозначение для монгола). Термин использовался в отношении восточной ветви тюрко-монгольских Чагатаидских ханов, которые правили этим государством) — термин средневековых восточных историков, прилагавшийся к северовосточной части  …. Моголистан — независимое феодальное государство, образовавшееся в середине XIV в. на территориях современных Юго-Восточного Казахстана и Кыргызстана и Синьцзяна (Китай) (Семиречье и Тянь-Шань) в результате распада Чагатаидского государства.

Оно объединило тюркские и тюркизированные монгольские племена и просуществовало до начала XVIII в. Границы Моголистана, известные из "Та'рих-и Рашиди" Мирзы Хайдара (рук., л. 237а), менялись на протяжении XIV — XVIII вв. Вначале в состав Моголистана входила обширная территория между Сырдарьей, Сарысу, Балхашем, Иртышом и южными отрогами Центрального Тянь-Шаня, а затем только собственно Кыргызстана и большая часть Илийского края. К периоду окончательного распада Моголистана власть могольских ханов распространялась только на Кашгарию (Бартольд, Очерк истории Семиречья, с. 79 и сл.; Иванов, Очерки, с. 16; Чурас Хроника, с. 155; Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 13; Ахмедов, Кутлуков. К выходу в свет "Хроники", с. 62 — 63).

В XIII веке, когда монголы захватили, большую часть Азии и России, они составляли меньшинство во многих захваченных странах, таких как Иран и Китай. В результате чего монголы в этих регионах очень быстро приняли местную культуру. Например, в персидском ильханате монголы приняли ислам менее чем через 50 лет, тем временем ханы династии Йуан (Yuan) переняли  традиции китайского двора. Напротив, монголы которые осели в Могулистане были этническим большинством. По этой причине они не были подвержены опасности – изменить свой образ жизни. Они, в основном, сохранили свой кочевой образ жизни на протяжении многих веков и были в числе последних монголов принявших ислам. Более того, смешение монгольского этноса с путем заключения браков с  не-монгольскими жителями региона где они правили происходило медленнее чем в таких регионах как Иран, Китай и Мавераннахр. По этой причине монголы восточного Туркестана считались "чистыми" монголами,  по этой самой причине место их обитания называлось Могулистан.

[5] ...Йанги, который в исторических книгах называется Тараз. — Тараз (или Талас), находившийся на берегу р. Талас. Название Йанги город получил в послемонгольское время. Янъи, Йанги (Янг,)— город в устье р. Сырдарьи, на его левом берегу (Бартольд В. В. Соч. Т. 3. С. 492—493). В "Тарих-и Рашиди" Мирзы Мухаммад Хайдара сказано: "Тараз, который иначе называется Ианги", "Ианги, который в исторических книгах называется Тараз" (цит. по: Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан... С. 138). Чэнь Чэн писал, что город часто подвергался набегам бешбаликских и монгольских племен. Действительно, город, начавший благоустраиваться при Тимуре, в XV в. пришел в упадок.

[6] Перевод Таразкента принадлежит Настичу (в существующих переводах из-за описки стоит Отрар.

[7] Н.Н.Пантусов. Город Алмалык и Мазар Туглук Тимур хана. Кауфманский сборник- 4.

[8] Согласно Бартольда Туклук-Тимур в 1360 г. уже подчинил себе тюркских эмиров (в 1360 году    правитель Могулистана Туклук-Тимур завоевывает Мавераннахр. Правитель Мавераннахра Хаджи бежит в Хорасан, где был убит. Правителем Мавераннахра стал сын Туклук-Тимура Ильяс–ходжи — Э.Х.); только после его смерти, последовавшей в 764 (1362-3) г. войска его сына Ильяс-ходжи были вытеснены из Мавераннахра, Туклук-Тимур был похоронен в Алмалыке; его гробница, сохранившаяся до настоящего времени, находится в 8-ми верстах от Алимту и в 1 версте от таранчинского Хорин-Мазар (=монг.=калм. (из снскр.) хорин "клетка, ограда, стена, огороженное место" (G.J. Ramstedt. Kalmuekisches Woerterbuch. Helsinki, 1935, S.187) + араб. мазар - место паломничества, поклонения, место, почитаемое мусульманами как святое; обычно гробница или могила с возведённым над ней сооружением-Э.Х.). Относительно названия Хорин-Мазар Бартольд пишет:- В. В. Бартольд говорит, что "он (мазар) находится в 1 версте от таранчинского селения Хорин-Мазар". Что такое Хорин мы, проведши около мазара почти месяц в сообществе тысячи людей, не могли добиться значения этого слова. Такого названия (Хорин-Мазар) местные жители не знают, а просто именуют Тоглук-Тимур — хан-мазар и Шейх-Мухаммед — Садык-мазар. Хорин по-монгольски значит "двадцать"; по-маньчжурски — "садок, клетка для птиц". (В.В.Бартольд. Кауфманский сборник).

[9] Здесь речь идет о находке Н.Пантусовым (В 80-х годах XIX века Н.Пантусовым, чиновником по особым поручениям при губернаторе Семиреченской области на Пишпекском (совр. Бишкек) клабище были обнаружены более шестисот могильных камней с христианской символикой.) на Пишпекском кладбище стелы-биллингвы на армянском и сирийском языках. Это захоронение принадлежало армянскому Епископу Иоанну. См. статью Н.Я. Марра "Надгробный камень из Семиречья, с армяно-сирийской надписью 1383 года". Все они выполнены сирийскими буквами, за исключением одной надписи, частично написанной армянской графикой, из чего можно предположить, что параллельно с несторианами в Семиречье существовали общины православных армян. Известно, что на берегу Иссык-Куля в XIV веке стоял армянский христианский монастырь, в котором, по преданию, хранились мощи святого апостола и евангелиста Матфея. Надпись на стеле в переводе с армянского гласит: "Христос Иисус, Господь Бог. Владыка Иован (Иоанн) армянский епископ летоисчисления армянского 772 написана эта память". Вертикальная сирийская надпись на том же камне переводится так: "Это есть могила Иоанна, епископа армянского". Марр делает вывод: "То обстоятельство, что на Пишпекском кладбище, как оказывается, был погребен армянский епископ Иоанн и память о нем увековечена армянской надписью, датированной от 772 армянской эры (= 1323 по Р.Х.), дает основание предполагать, что в памятнике мы имеем указание на более или менее значительную колонию армянскую, а не на единичную личность, заброшенную судьбой в такую даль от Родины...

[10] См. Давидович Е.А. Денежное хозяйство Средней Азии, с. 65.

[11] P.Petrov. Tamghas of Great Mongol Khans and khans of Mongolian states. Conference materials. Coins And Money Circulation In The Mongol States of 13-15 Centuries (Saratov, 2001 and Murom 2003.

[12] См. Нумизматическое наследие Казахстана. Алматы, 2008.Чагатаидские монеты. Алматинский клад. С.15-32.

Назад  1    2    3    4   
17 октября 2010      Автор: admin      Просмотров: 16149      

Другие статьи из этой рубрики

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

А. Исин. Отражение политических интересов в династийных историографиях XIV-XVII веков

Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".

Тулибаева Ж.М. Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана

В Бухаре в XVIII в. создается ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории Бухарского ханства [1, 41]. Одним из таких источников является труд Мухаммада Вафа Карминаги "Тухфат ал-хани" ("Ханский подарок"). Сочинение известно также под названием "Тарих-и Рахим-хан" ("История Рахим-хана").
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте