Статьи
 

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

11.Ссылки

[1] В 2008 году в издательстве "Дайк-Пресс" был издан сборник  под названием: "Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII в. - начало XX в.)". Составители сборника: М.Х. Абусеитова и А.К. Муминов.  Книга была издана при поддержке Акимата города Алматы в рамках Государственной программы "Культурное наследие".

[2] Семиречье — на тюркских языках Жетысу (каз. Жетісу), Джети-суу (кирг. Жетисуу), на новоперсидском Haftrud ("семь рек")— географическая область в Центральной Азии. Тюркская форма, по-видимому, была калькирована с персидской формы. Область расположена между озёрами Балхаш на севере, Сасыкколь и Алаколь на северо-востоке, ограничена хребтом Джунгарский Алатау на юго-востоке, хребтами Северного Тянь-Шаня на юге. Семь главных рек, от которых произошло название региона: Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепси (Лепсы, Лепса), Баскан, Сарканд.

[3] В 1759 году из покоренной Джунгарии и Восточного Туркестана Китай формирует особую административную единицу Синьцзян.

[4] В сборнике приводится только одно из сведений приводимых Н.Н.Пантусовым. Приводимый пассаж по своей информативности менее важен, чем пропущенный текст.

[5] Несмотря на то, что все приводимые источники в сборнике приведены на русском языке, данный источник, а также нижеприводимые китайские источники – "Сиюй Туджи" (XVIII в.) и "Сиюй Шуй Дау Цзи" (XIX в.) приведены на казахском языке.

[6] Оуян Сю (второе имя - Юн-шу) (1007, Лулин, ныне Цзиань, провинция Цзянси, - 1072), китайский писатель. Представитель классической прозы, входящий в число "восьми великих мастеров эпох Тан и Сун" (7-13 вв.).

[7] Об этом см. статью Э.Бретшнейдера. А-ли-ма-ли = Алмалык в рецензируемом сборнике. (сс. 272-275).

[8] Здесь справедливо приводятся ссылки составителей сборника о том, что Алматы (Алимту), город, находящийся около 50 км к северо-западу от Кульджи! Ср. сведения, сообщаемые Н. Пантусовым  в своей известной работе!

[9] Здесь считаем уместным привести пассаж из работы В.В.Бартольда (Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894. См. Бартольд В.В. Собр. Соч. Т.4. ГРВЛ, 1966. С.21-91. Раздел "Илийская долина", cc. 77-87), где он ставит знак равенства между Алмалыком и современным Алматы, что на наш взгляд не отражает исторических реалий того времени и попытаемся ниже показать несостоятельность этого тезиса.

Бартольд: "Известия об Илийской долине в истории походов Тимура крайне неопределенны. Алмалык помещается к югу от Или, из чего можно заключить, что тут говорится не об Алмалыке китайских источников, а об Алматы, около нынешнего Верного; это и подтверждается еще и тем фактом, что войско Тимура, двигаясь из Алмалыка, и переправившись через Или, пришло на Каратал".
Наши аргументы: См. выше, где Бретшнейдер критикует Лерха.

Бартольд: "Тот же город, по-видимому, имеется ввиду у Джувейни, где говорится, что Батый, на пути к великому хану Гуюку, остановился в Алмалыке, в семи днях пути от Кайалыка и здесь узнал о смерти Гуюка".
Наши аргументы: См. прим. 40 к этому месту у Бартольда, где пишется о том, что у Джувейни в другом месте, где остановился Батый - вместо Алмалыка упоминается "ал-Акмак", "Alactac по толкованию Юла",  Aladagh (т.е. Алатау). У Джувейни в обоих местах встречается "Алакмак" см. op.cit., с. 221). Как видно из примечания к тексту, аргументы в пользу Алматы очень слабы, ибо из трех известных рукописей только один  допускает чтение Алмалык! 

Источник: "По прибытии в Алакамак, выяснилось положение Гуюк-хана (он умер). (Бату) там же и остановился. Царевичи с (разных) сторон явились к нему на поклон, и он утвердил ханство за Менгу-кааном; подробности об этом будут приведены в главе о Менгу-каане. (В главе о смерти Гуюк-хана у Джувейни (т. III, стр. 15) говорится: "Прибыв в местность Алакамак, от которой до Каялыка 7 дней (пути), Бату услышал весть о смерти Гуюк-хана") (перевод Тизенгаузена М. А. 1941).

См. комментарий Д.М.Смита относительно этого пассажа (Hülegü Moves West: High Living and Heartbreak on the Road to Baghdad). Здесь Смит также локализует приводимый у Джувейни топоним Алматы рядом с Алмалыком!
Assuming that Hülegü started in autumn, probably October as in Juvaini (despite Juvaini's mistake about the year11), I suggest that his army made its way from somewhere near Qaraqorum, across (Outer) Mongolia, through passes of the Altai and along river valleys leading to Lake Zaysan. These suggestions, and others below, are based on some guesswork, often guided by convenience. The sources seldom specify or clearly indicate the route taken, but do name significant way-stations: Almalyk, Samarqand, the Oxus river, Shiburgan, etc. I have connected these points by routes that are more or less measurable: more when detailed in guide books, and less when measured by me on a map. This procedure shows about 824 miles (1327 km) from Qaraqorum (I assume Hülegü 's ordu was in central Mongolia) to the western Mongolian border at the Bulgan Nature Preserve.

12 From there, a plausible route, with pasture and water, of some 224 miles (approx. 360 km), leads to Lake Zaysan.

13 Next, on to the modern town of Ayagoz, about 202 miles (ca. 325 km) from Zaysan; thereafter to Aktogay, roughly another 75 miles (ca. 120 km); then, Ayagoz to Almaty, 350 miles (565 km).

14 Almaty is fairly near ancient Almalyk, where Hülegü and his force arrived in 255, presumably in spring, since he spent that summer in the mountain pastures of the region.

15 This estimate yields a journey of about six months, October to "spring"—say April. The total distance is around 1675 miles (ca. 2697 km).

The pace of march, on these data and assumptions, was 9.3 miles per day (mpd). (John Masson Smith, Jr. Hülegü Moves West: High Living and Heartbreak on the Road to Baghdad. University of California, Berkeley).

Бартольд: "Алматы упоминается также  у Бабура, но в его время город уже не существовал".
Наши аргументы: Приводим соответствующее место из Бабура.
"Фергана - область в пятом климате, находится на границе возделанных земель. На востоке от нее - Кашгар, на западе - Самарканд, на юге - горы Бадахшанской границы; на севере хотя раньше и были такие города, как Алмалык, Алмату и Янги, название которого пишут в книгах Таразкент (об этом см. выше), но теперь из-за [нашествий] моголов и узбеков они разрушены и там совсем не осталось населенных мест". Это место нам поможет прояснить пассаж, упоминаемый у Пантусова, где он говорит о том, что "на правой стороне реки Хоргоса, у выхода ее из гор, также есть местность Алмалы (или, как пишут на картах, Алмоллы); у Кульджи тоже есть урочище Алматы. Словом, вся эта местность по левую сторону р. Хоргоса носила название Алматы или Алмалык, т. е. яблочное место" (об этом см. выше). Исходя из этого можно предположить, что приводимый у Бабура Алматы, – это местность недалеко от Кульджи, т.е. от Алмалыка.

Бартольд: "Мухаммад-Хайдар называет Алматы одним из известных урочищ Моголистана"
Наши аргументы: Здесь также можно привести вышеназванный пассаж из Пантусова. Согласно этого пассажа более известные урочища Алматы находились недалеко от Алмалыка-Кульджи, которые географически входили в состав Моголистана (об этом см. выше).

[10] См. Ю.Кручкин. Большой современный русско-монгольский-монгольско-русский словарь. М., 2006, 628.

[11] Чете (Джете). Это название персоязычные авторы Шараф ад-Дин Али Йазди ("Зафар-наме"), Мухаммад Хайдар (в "Тарих-и Рашиди") и др. упоминают как синоним названия "Могулистан" (государства на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в XIV — нач. XVI в.) (см. коммент. 9, гл.З. 4.II). Этим пренебрежительным именем ("разбойники", "скитальцы") называли могулов осевшие в Мавераннахре (см. коммент. 47, разд.II. Ч.1) чагатаи (тюркские и тюрко-монгольские племена, называвшиеся так по имени бывшего правителя улуса Чагатая) за то, что те (т. е. могулы) сохраняли кочевой, "разбойничий" образ жизни.

[12] Tārīkh-i Rashīdī. Mīrzā Muhammad Haydar Dughlat (905-957 A.H.). Ed. By Dr. ‘Abbāsqulī Ghaffārī Fard. Tehran, 2004 (на перс. языке).

[13] Моголистан (Moghulistan иногда называется  Mughalistan - "Moghulistan" означает "Земля моголов" или монголов (термин Mughal – персидское обозначение для монгола). Термин использовался в отношении восточной ветви тюрко-монгольских Чагатаидских ханов, которые правили этим государством) — термин средневековых восточных историков, прилагавшийся к северовосточной части…. Моголистан — независимое феодальное государство, образовавшееся в середине XIV в. на территориях современных Юго-Восточного Казахстана и Кыргызстана и Синьцзяна (Китай) (Семиречье и Тянь-Шань) в результате распада Чагатаидского государства.

Оно объединило тюркские и тюркизированные монгольские племена и просуществовало до начала XVIII в. Границы Моголистана, известные из "Та'рих-и Рашиди" Мирзы Хайдара (рук., л. 237а), менялись на протяжении XIV — XVIII вв. Вначале в состав Моголистана входила обширная территория между Сырдарьей, Сарысу, Балхашем, Иртышом и южными отрогами Центрального Тянь-Шаня, а затем только собственно Кыргызстана и большая часть Илийского края. К периоду окончательного распада Моголистана власть могольских ханов распространялась только на Кашгарию (Бартольд, Очерк истории Семиречья, с. 79 и сл.; Иванов, Очерки, с. 16; Чурас Хроника, с. 155; Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 13; Ахмедов, Кутлуков. К выходу в свет "Хроники", с. 62 — 63).

В XIII веке, когда монголы захватили, большую часть Азии и России, они составляли меньшинство во многих захваченных странах, таких как Иран и Китай. В результате чего монголы в этих регионах очень быстро приняли местную культуру. Например, в персидском ильханате монголы приняли ислам менее чем через 50 лет, тем временем ханы династии Йуан (Yuan) переняли  традиции китайского двора. Напротив, монголы которые осели в Могулистане были этническим большинством. По этой причине они не были подвержены опасности – изменить свой образ жизни. Они, в основном, сохранили свой кочевой образ жизни на протяжении многих веков и были в числе последних монголов принявших ислам. Более того, смешение монгольского этноса с путем заключения браков с  не-монгольскими жителями региона где они правили происходило медленнее чем в таких регионах как Иран, Китай и Мавераннахр. По этой причине монголы восточного Туркестана считались "чистыми" монголами,  по этой самой причине место их обитания называлось Могулистан.

 [14] Op,cit., с.84.

 [15] После перекочевки в Таласскую Капку Садыр баатыр-предводитель каба-саяков при содействии солтинского Жайыл баатыра вытесняют казахские племена из нижнего течения Таласа. Казахи, в свою очередь, проникают на территорию, принадлежавшую роду сарыбагыш по левому берегу Или, где их кочевьем являлось Уч-Алматы. Эту кампанию активно возглавляют кахазские баатыры Бердикожо из рода чанычкулу, Кооман, Жабек, Качыке и Даулет из чапырашты, Тулекабыл и Жайсан из рода ботбай, Малдыбай и Конушбай из рода кашкарау.

На основе согласования граница кочевья кыргызов определена в следующих пределах: западная сторона реки Терс, перевал Куюк, горы Тюлкибаш, Уч-Буурул, Туймокент, Абылкайыр, впадение Курагатты в р. Чуй и через р. Чуй перевал Чокмор и вдоль реки Или достигает Уч-Алматы. Итак, от Уч-Алматы к северу вдоль реки Или, к северо-западу от перевала Чокмор, до впадения Курагатты в реку Чуй и оттуда к западу к горам Кичи-Буурул, Чон-Буурул, Тюлкибаш, перевал Куюка и реки Терс, далее к гору Чаткал - так было определена перед Аблай ханом граница кочевий кыргызов и казахов (1,335-336; 2,1.). См. Асанов Т.И. Кыргызско- казахские взоимоотношение и пограничные вопросы XVIII-XIX вв.

[16] Здесь приводим основные притоки Большой, Малой Алматинок и Есентая. Малая Алматинка (каз. Кіші Алматы) — река в Заилийском Алатау, правый приток реки Каскелен. Берёт начало из Туюксуских ледников хребта Заилийский Алатау.

Основные притоки — Сарысай, Горельник (Куйгенсай), Кимасар, Жарбулак (Казачка), Бутаковка и другие.

Основными притоками реки Малая Алматинка являются: Есентай (Весновка) — левый приток, берёт начало на северных склонах хребта Заилийский Алатау.  Горельник (Куйгенсай) - берёт начало с северного склона хребта Заилийский Алатау на высоте 3000 м. над уровнем моря.

Карасу — правый приток. Берёт начало из родников северного склона хребта Заилийский Алатау; Жарбулак (Казачка) — на северном склоне хребта Заилийский Алатау; Котырбулак — на северном склоне горы Котырбулак и впадает в реку Малая Алматинка.

Большая Алматинка (каз. Үлкен Алматы) — река в Алма-Ате и Алматинской области Казахстана, правый приток реки Каскелен.

Основными притоками реки являются:
Проходная — левый приток Большой Алматинки. Терисбутак — берёт начало на склоне хребта Заилийский Алатау на высоте 3200 м над уровнем моря, подпитывается родниками, впадает в Большую Алматинку на 71 км от устья. А также Кзыл-Кунгей, Серкебулак, Кумбель, Аю-Сай.

 [17] О мифологическом значении  числительного три в монгольской действительности.

Ниже приводим перечень терминов монгольского происхождения, встречающихся в географии и мифологии.
Гурбан гол (Гурвин гол) "Трехречье" - В конце 12 - начале 13 века на территории монгольского Трехречья (р. Керулен, Онон и Орхон) было образовано монгольское государство "Хамаг Монгол Улс" во главе с Тэмуджином-Чингисханом; Гурбан-Туггут (Джунгарский бассейн, Восточный Туркестан, КНР) Синьцзян — страна гор и пустынь. На севере — Алтай, от него к югу расположена полустепь-полупустыня Гурбан-Туггут (Джунгарский бассейн). Тянь-Шань, протянувшийся с запада на восток, отделяет ее от пустыни Такла-Макан. На юго-западе — китайский Памир, на юге — Кунь-Лунь и Тибет;

Гурбан-Сайхан - название участка юго-восточного Алтая (Большой Алтай) на протяжении 200 вер.  Это наименее исследованная часть хребта;

Гурбан-Чар (Казахстан) Чар - река впадает в Иртыш. В древности называли реку Гурбан-Чар. Монгольское  цар или шар. Так, вероятно, называлась река благодаря трем рукавам или же трем речушкам питавшим ее! Гурбан-керь (?) - Выше озера Нор-Зайсан  находится река  река Гурбан- Керь; Гурбан-Цзасату (торг., Муз-тау — кирг.) — центральная вечноснеговая  часть Саура, гор Торбагатайской системы; наивысшая точка — 11921 фт.; см. Саур.

Гурбан Шалхин Тэнгрии - В бурятской мифологии один из Тэнгри.  "Трое богов ветра";

Тенгри гурбан галзушин - Шаманистической мифологии -  онгон Тенгри гурбан галзушин ("небесные трое бесноватых");

Асарани Арбан гурбан-тэнгри- в шаманистической мифологии– глава всех чёрных шаманов;

Гурбан Халхин-тэнгри- в шаманистической  мифологии "Трое тэнгри западного ветра".

Гурбан-Дзу (Монголия) - в 1799 году в Каракоруме соорудили Священный субурган. В него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и прах Аватайхаана, построившего монастырь. Центральное место в Эрденэ-Дзу (Эрдэни-Дзу) занимают три храма Гурбан-Дзу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Действующий ламаистский монастырь в Монголии. Расположен на правом берегу р. Орхон, в 370 км к юго-западу от Улан-Батора. Первый стационарный буддийский монастырь на территории Монголии, крупнейший религиозный, культурный и политический центр средневековой Монголии.

[18 ] Колыбелью монгольской цивилизации считается Центрально-Монгольское трехречье – "Гурван гол": Хэрлэн, Онон и Туула. По-видимому, Гурван Алимату - это типичный монгол-ойратский гидроним засвидетельствованный для этих мест.

[19] Ср. также топоним Уч-Турфан (он же Уч — город в Восточном Туркестане, в долине реки Кокшаал). Об Уш-Турфане К. Риттер пишет: "Уш, Уши, или Уши-Турфан. Город этот лежит в 1,000 ли (75 геогр. милях) к западу от Кучи. Магометане называют его также Турфаном (собственно Уши-Турфаном, в противоположность с Кюгне-Турфаном (Э.Х. перс. kohne, букв. "старый Турфан"), т. е. с восточным Турфаном, лежащим около Хами). На языке их Турфан значит "соединение" или "сборище". Область Ушская с южной стороны вся охвачена горами, а с северной обтекает ее большая река (да-хо). Под владычеством Джунгаров страна находилась в цветущем положении; в ней считалось до 10,000 семейств. Здесь есть монетный двор. Медная монета, называемая пул, содержит в себе весу 1 1/5 чина, и в цене равняется одной доле серебра. Есть в обращении и карапул'ы (пул - слово Арабское, значит "медная монета". Карапул'ами, т. е. "черными деньгами", называется у Туркестанцев Китайская монета из желтой меди в которой более 6/10 долей лигатуры. Туркестанские пулы отличаются фор¬мою от Китайских, и чеканятся из меди. В России также была прежде монета называвшаяся пулом) (178, Риттер К. Землеведение. География стран Азии находящихся в непосредственных сношениях с Россией. Восточный и Китайский Туркестан.В переводе Григорьева В.В.СПб., 1869 год. (о монетном обращении).

[20] В современной казахской топонимике засвидетельствованы следующие топонимы-хоронимы с формантом Уч (Уш) - Уч-арал, Уч-булак, Уч-бас, Уш-биик, Уш-сарт, Уш-тоган, Уш-тобе, Уч-Карасу, Уч-кул, Уч-усен, Уч-узень, Уш-тамак, Уш-ага, Уч-акты, Уш-тогай, Уш-тюбе. Во всех вышеупомянутых топонимах формант уч(уш) имеет значение числительного "три".

[21] Составители сборника приводят ссылку на это важнейшее сочинение Н.Пантусова лишь в примечании (op.cit., с.194, прим.1).

[22] Владимир Богуславский. Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004. Джунгарское ханство (иначе Ойратское ханство, или Калмыкия) - государство, располагавшееся к северу от гор Тянь-Шаня. В I-й пол. XVIII в. его границы определялись линией, идущей от оз. Балхаш у устья р. Лягуз на север до р. Иртыш, по Иртышу до его истоков, далее на юг до восточной оконечности хребта Тянь Шань, на запад по этому хребту до р. Алай, далее по Ферганскому хребту до его сев.- зап. конца, затем к совр. г. Алма-Ата в Казахстане, пересекая сред. течение р. Чу и идя вверх по ней до юж. берега оз. Балхаш.

[23] Ср. также другое толкование топонима. Уши — город на западе Восточного Туркестана, вблизи границы с Киргизией. Полное название Уч-Турфан, что в переводе с тюркских языков означает "три ставки". Но это результат позднейшего осмысления. В. В. Григорьев по поводу старого названия Уш, сохранившегося в китайском языке в форме Уши, пишет следующее: "Уши же есть прозвание, данное ему (Уч-Турфану) в отличие от Турфана Пичанского по причине его близости к городу Уш (Ош) в Фергане, первому в этой стране на пути из Восточного Туркестана, почему Уши Турфан должно означать не более, не менее как Ушский Турфан т. е. Турфан в стороне Уша. Краткости ради Турфан стали впоследствии отбрасывать и за городом в качестве имени его собственно одно прилагательное — Ушский. (Мурзаев Э. М. Природа Синьцзяна и формирование пустынь Центральной Азии, 1966, c. 354). Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана XIV—XIX вв.— Алматы: Гылым, 1994.— 272 с.

[24] На территории северо-западной Монголии и части современного Синьцзяна располагалось  Джунгарское или Ойратское ханство. Современное население Монгольского Алтая - а это более десятка этнических групп - олеты, дербеты, торгоуты, захчины, халхасцы, урянхайцы, мянгады и другие ощущают себя потомками джунгар. Термином "джунгар" - "левая рука" монголы называли князей из рода Чорос, владения которых находились в долине реки Или на территории современного Синьцзян-уйгурского автономного района КНР. Могущественное Джунгарское (Ойратское) ханство сложилось в 30-е годы 17 века. Чоросские князья подчинили своей власти всех кочевников северо-западной Монголии, часть Восточного Туркестана.

[25] Ср. также названия села Шамалган и города Каскелень, которые  названы в честь одноименных джунгарских (=ойратских) полководцев. Как признают казахские историки, эти населенные пункты были названы в честь джунгарских батыров Каскелена и Шамалгана, которые оставили свой след на этой земле, вошедшей позднее в Казахское ханство.

[26] В алфавитном указателе географических названий, находящихся на карте Джунгарии Рената приводятся следующие гидронимы - Almattu — Алматы, правый приток р. Или, Almotu — Алматинка, левый приток р. Или, на котором г. Верный, Gurban-mussar — Музарт, правый приток р. Текеса (о гидронимах и топонимах с монгольским числительным три- Gurban см. в выше).

[27] Об этимологии слова Алма "яблоко" по Севортяну. Алма/Alma  (каз. и др. тюркские языки, Севортян 1974, c.138).
1. Яблоко; яблоня; 2. Картофель (тат. диалект). Старше формы алма, по-видимому, алима (возможно с долготой начального а:) как она представлена в саларском, куда перешла из монгольского. Ср. alim-a/алим у Лессинга; альма "яблоко", "яблоки", алман "сочный", "свежий" (БРС, 49). Наиболее старой приходится, видимо, считать форму алмыла в словаре Махмуда Кашгарского. На нее ссылается К.Брокельман в своей грамматике восточно-тюркского языка средневековья (Brockelman OGM 87, § 18). Б. Мункачи видел в алма индоевропейское заимствование и сравнивал слово с санскритским alma "кислый" . 

 [28] Иначе называется Алимту. Здесь во времена русского правления была почтовая станция. Кругом рос хороший карагачевый лес; теперь он весь вырублен живущими здесь солонами.

[29] Алмалык – город в Семиречье в долине р. Или. Впервые упоминается как столица района Кульджи, впоследствии был главным городом чагатаевых владений. В XVI в. находился уже в развалинах. В.В. Бартольд отождествляет его с урочищем Алимту, в районе Кульджи, где находится гробница Кутлуг-Тимура. А.Н. Бернштам отождествляет его, видимо ошибочно, с Алимту около г. Алма-ата [см. его статью: Памятники старины алмаатинской области (по материалам экспедиции 1939 г.). Изв. Акад. наук КазССР, серия археолог., вып. 1. 1948, стр. 79-91].

[30] ...Йанги, который в исторических книгах называется Тараз. — Тараз (или Талас), находившийся на берегу р. Талас. Название Йанги город получил в послемонгольское время. Янъи, Йанги (Янг,)— город в устье р. Сырдарьи, на его левом берегу (Бартольд В. В. Соч. Т. 3. С. 492—493). В "Тарих-и Рашиди" Мирзы Мухаммад Хайдара сказано: "Тараз, который иначе называется Ианги", "Ианги, который в исторических книгах называется Тараз" (цит. по: Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан... С. 138). Чэнь Чэн писал, что город часто подвергался набегам бешбаликских и монгольских племен. Действительно, город, начавший благоустраиваться при Тимуре, в XV в. пришел в упадок.

[31] Перевод Таразкент принадлежит Настичу (в существующих переводах из-за описки писца стоит Отрар). Алматы — Монетный двор XIII в.

[32] См. Gomment. Academiae Scientium Imperialis Petropolitanae. Tomus VI pag. 326 "Typorum usum Siui vidontur cum his populis coramunicasse: eodem enim modn tota sin asseribus exsculpimt imprimunique paginas. Nuper tamen Joannes Renatus Holmiensis apud Contaischam, priucipem populi Songar (quos Calmucos Orientales vocare sohimus) Typographiam more Europaeorum instruxit litteris staimeis, quae aptari possint in voces et lineas.

Тоже и y Лаксманна в ero "Sibirische Briefe", стр. 17. "Unter den Kalmucken legte Iohann Renat, ein Schwediseher Stuckjunker und Nachheriger Kalmuekiseher General-Feldmarschall, um das Jahr 1730 eine Mongolische Druckerei auf Euvopaeischen Fuss an". Cm. G. F. Mueller: Sammlung Russischer Geschichte. IV.

[33] Op. cit., p.16. Здесь составители сборника, по-видимому, под письменным источником подразумевает работу Настича (издателя чагатайской монеты, где якобы засвидетельствовано название современной Алматы и где чеканилась монета!), и где содержатся нумизматические свидетельства о городе Алматы.

[34] Op.cit., с.16. В сноске к этому пассажу автор пишет, что этимология слова Алматы восходит к древнетюркскому "alma" (красная ягода или яблоко): alma+liq (liq- аффикс со значением обладания каким-либо признаком или свойством), то есть к формам "Алмалык", "Алмалы". В связи с этим возникает вопрос, как слово Алматы может восходить к слову Алмалык или Алмалы! Ибо, как будет показано выше – это разные по происхождению слова.

[35] У западных путешественников и миссионеров Алмалык очень часто выступает в форме Armalec. В такой форме, например,  Мариньолли (Блаженный Джованни из Монтекорвино или Иоанн Монтекорвинский (1246—1328) — францисканский миссионер, с которого начинается история католицизма в Китае. Первый в истории архиепископ пекинский. Город в Восточном Семиречье, к северо-западу от современной Кульджи, важный торговый центр на караванной дороге, которая вела из Золотой орды и Мавераннахра в Монголию и Китай. Резиденция ханов Чагатайского улуса. Значение Алмалыка как крупного узла на пути из Таны в Ханбалык отметил Пеголотти, указав, в частности, что Алмалык лежит в 85-дневных переходах от Ургенча и в 70 переходах от Катая. В 30-х годах XIV в. папская курия учредила особую епархию Армалека, назначив первым епископом Ришара из Бургундии. Об идентификации Алмалыка шли споры, но общепризнанно, что этот город находился в долине реки Или. На каталонской карте 1375 г. Алмалык (под названием Emalech) показан в центре "Imperium Medium" — Срединной империи, или Чагатайского улуса.

У итальянцев в XIII в. был свой Шелковый путь: он начинался (по Пеголотти) в Тане (у Азова), шел в Джутархан (Астрахань), затем в Ургенч, Отрар, Армалек (близ Кульджи) - в общем, почти повторяя древнейший маршрут Аристея - Геродота, и, наконец, заканчивался в Пекине.

[36] Ср. также гидроним  Жаматы - две одноименные реки в Чуйском и Илийском районах. Жаматы - река, впадающая в озеро Алаколь (=монгольское Ямаат). Следует отметить, что, по-видимому, не характерные для казахского языка формы Алматы, Жаматы и др. являются монгольскими формами, которые закрепились в казахском языке. О монгольских заимствованиях в казахском Ср. также Арганаты - горные хребты севернее Улутау, Тарбагатая и восточнее озера Балхаш в области Талды-Курган (=монгольское Аргалинту). См. Г.К. Конкашбаев. Монгольские топонимы в Казахстане, 1956. Ср. также название реки Анкаты (Западно-Казахстанская область, впадает в озеро Шалкар) (Т. Жанузак. Тайны географических названий. Алматы, 2007, сс.238-239.) и Аршаты (Арчовое). Здесь можно констатировать, что если слово (гидроним + ороним + топоним) заканчивается на корневое –а, то это монгольское заимствование, которое было адаптировано в казахском языке. А что касается таких казахских названий, которые заканчиваются на окончание –ты (названия взяты из Атласа КазССР 1990 г. на русском языке): речки Кайракты (Точильное), Ащытасты (Горькокаменное), Буланты (Лосинное), Мойынты (Шейное), Булдырты (Мутное); горы Буркитты (Беркутное), Бакты (Садовое); озеро Балыкты (Рыбье) и населенные пункты Актасты (Белокаменное), Бакбакты (Одуванчиковое), Камысты (Камышовое), то эти названия исконно тюркско-казахского происхождения. Здесь также считаем уместным привести названия казахских родов оканчивающихся на –ты. Ср. также названия казахских родов шапрашты, ошакты, сты (Старший жуз); таракты (Средний жуз); байбакты, шекты (Младший жуз) (см. М.Танышпаев. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925, с.3).   Ср. также топонимы монгольского происхождения, упоминающиеся в работе Г. Конкашпаева (Монгольские топонимы в Казахстане) – Калгунты - река в южном Алтае и еще одна река в Чуйско-Илийском хребте (монг. Хаалга ууд), Слеты - река в Акмолинском области (монг. Чулуутай), Уласты - река в Тарбагатае (монг. Улиастай), Шабарты - севернее Зайсан нора. (Монг. Шавартай).

[37] G.J.Ramstedt. Kalmükisches Wörterbuch. Helsinki, 1935.

[38] В течение трех столетий казахская и ойратская культура в результате совместного проживания и каждодневных контактов  испытала огромное влияние.  Так, например, в результате этих интенсивных контактов современный казахский язык заимствовал большое число  монгольско-ойратских слов, так же как и в языке ойратов было заимствованно большое число слов тюркского происхождения. Многие обычаи и традиции казахов и ойратов были схожи. Ойраты участвовали в этногенезе казахского народа. Об этом свидетельствуют монгольские названия многих казахских родов. Есть также гипотеза о том, что прототипом для знаменитого казахского юридического уложения "Жеты Жаргы", был джунгарский кодекс законов "Их Цааз".

Здесь сичитаем уместным привести сведения об этнических контактах ойрато-калмыков с тюрками-казахами. Так в своей работе В.Викторин (Викторин Виктор М. (Астрахань) Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье) пишет: Этнические контакты ойрато-калмыков с тюркским миром начались задолго до их переселения в Нижнее Поволжье. В названии основной приволжской группы калмыков — "торгоут", "тургут", как представляется, отчетливо виден компонент "тюрк". И в движение калмыцких орд нач. XVII в., тогда кочевых шаманистов, к Волге была втянута часть тувинцев, алтайцев, кыргызов-хакасов, имена которых прослеживаются до сих пор в родовой структуре калмыцкого народа [I]. При переселении же калмыки вступали в многообразные связи с кыргызами тянь-шанскими, казахами, затем ногайцами, туркменами т.н. "кавказской" группы [2]. А среди этих этносов было уже, хотя в разных формах и степени, распространено мусульманство.

"Томуты" ("тагмуты", "томгуты") — это, по происхождению, - казахи, переведенные калмыками в 1644 г, через Волгу. Русские источники называли их "томгутские татары". По документу из Госархива Астраханской области от сер. XVIII в., "в давних летах вышло в калмыцкие улусы из киргиз-касацкой орды несколько киргис-касак с фамилиями их..., женились на калмычках и своих дочерей выдавали за калмык... и все носили калмыцкие шапки с кистями и назывались томуты" [7].

Таким образом, шли явные процессы деэтнизации и ассимиляции тюрок, казахов-томутов, среди калмыков. Но, что любопытно, сама этническая группа томутов оказалась подразделена на две подгруппы, уже по конфессиональному признаку. Одни томуты сохраняли мусульманство, другие же сменили религиозную принадлежность, восприняв вероучение буддизма-ламаизма. "Содержали прежний их магометанский, а некоторые из них приняли и калмыцкий закон..." [8].

Насколько позволяют судить полевые исследования автора, именно это этноконфессиональное разграничение оказалось решающим в ходе дальнейших ассимиляционных процессов, затронувших группу томут, чье название теперь забыто, в сообщениях информаторов не отмечается.

Томуты-ламаисты полностью ассимилировались с калмыками (роды казахского происхождения встречаются у последних), а томуты, сохранившие ислам, — опять же с другим, хотя близким, этносом, ногайцами-утарами (алабугатцами) Каспийского района республики Калмыкии. Известно, что в последний момент их самостоятельного существования, по переписи "оседлых и в степи кочующих татар" от 1782 г., "томгутские татары", освободившись от власти калмыков, жили рядом с предками утаров-алабугатцев. И отмеченный Л.Ш. Арслановым среди утаров род "черкеш", типичный для казахов малого и внутреннего (букеевского) жузов, можно считать свидетельством вхождения томутов-мусульман в состав ногайцев-утаров.

[39] Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т.1.Ч.1. СПб., 1893, cc.436-438.

[40] Форсайт Томас Дуглас - (Thomas Douglas Forsyth) — английский путешественник и общественный деятель (1827—1886). В 1849 г., когда Пенджаб был присоединен к Англии, Ф. был в числе лиц, посланных сэром Генри Лоренсом для устройства управления. Участвовал в подавлении мятежа 1857 г. В 1867 г. ездил в Кашмир хлопотать об отмене ограничений при торговле между Туркестаном и Пенджабом; вслед за тем был в Лондоне и Петербурге для точного определения территории кабульского эмира. В 1869 г. ездил в Яркенд и Кашгар, чтобы установить правильные торговые сношения с ними, но цели не достиг. В 1875 г. был отправлен послом к бирманскому королю для решения пограничного спора. Ср. Douglas Forsyth, "Autobiography and reminiscences" (Л., 1887).

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11   
29 сентября 2010      Автор: admin      Просмотров: 25947      

Другие статьи из этой рубрики

К. А. Пищулина и развитие историко-востоковедной науки в Казахстане

В 2009 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного ученого Республики Казахстан, ведущего историка-медиевиста и востоковеда Клавдии Антоновны Пищулиной. Всю свою научную деятельность К.А. Пищулина посвятила изучению позднесредневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Ее появление в казахстанском востоковедении совпало с началом формирования собственной историко-востоковедной школы советского Казахстана в дальнейшее развитие которой она внесла свой личный немалый вклад как профессиональный востоковед – иранист и тюрколог. Многие ее научные открытия дошли до своего читателя через многотомные издания "Истории Казахстана" и "Казахской энциклопедии". В подобных фундаментальных коллективных изданиях зачастую остаются в тени конкретные авторы этих трудов, поскольку это не индивидуальные статьи и монографии, но изложенные в них идеи и мысли быстрее всего получают распространение. Благодаря этим трудам многие научные открытия К.А. Пищулиной получили всеобщее признание и на протяжении многих лет тиражируются в различных изданиях, научных монографиях и статьях, учебниках и учебных пособиях, республиканских и региональных энциклопедиях, справочниках.

Ш.К.Ахметова. "Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации"

Как известно, пища относится к одному из наиболее важных элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики. В современных условиях стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых черт. Но применительно к казахской диаспоре в Западной Сибири эта тема освещалась фрагментально[1]. Данная работа является первой попыткой системного описания пищи казахов Омской и Новосибирской областей. В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в современных условиях.

Атыгаев Н.А. Время образования Казахского ханства: некоторые аспекты проблемы в историографии и в источниках

Становление и развитие государственного суверенитета Казахстана актуализировали многие проблемы истории государствообразующего этноса – казахского народа. В новых условиях повышенный интерес у общественности и ученых-обществоведов вызвали вопросы, связанные с историей развития государственности на казахской земле, определением ее истоков и динамики развития. Одним из важных этапов эволюции государственности на территории Казахстана является период существования средневекового государства казахского этноса – Казахского ханства.

Ж.М. Тулибаева. Улус Урус-хана.

Одним из самых запутанных и интересных вопросов в истории Казахстана является проблема изучения генеалогии Урус-хана - предка основателей Казахского ханства. В казахстанской историографии существует две точки зрения относительно родословной Урус-хана, двадцатого правителя Золотой Орды. Одни историки возводят его родословную к Тукай-Тимуру, тринадцатому сыну Джучи, другие к Орда-Эджену, старшему сыну Джучи. Правда, в советское время в околонаучной литературе существовала еще одна версия происхождения Урус-хана, связанная с его именем, однако она не выдерживает никакой критики и связана с конъюнктурными соображениями тех лет.

Ускенбай К.З. "Политическая деятельность Урус-хана и его место в истории казахской государственности".

Мухаммад-Урус-хан самый известный правитель Ак-Орды. В годы его правления это государство достигло наибольшего могущества. Политическая и военная деятельность Урус-хана получила сравнительно удовлетворительное освещение в средневековых источниках. В настоящем сообщении автор попытается коротко обрисовать основные этапы его деятельности с акцентом на дискуссионных моментах, а также обозначить роль и место этой политической фигуры в истории казахской государственности.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте