Статьи
 

Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной

30.2002

289. "Зафарнама" // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 177-б.

290. "Зафар-наме-ий Тимури" // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 178-б.

291. Захир ад-Дин Мараши // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 178-б.

292. Кебек хан // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 466–467-б.

293. Кетқода // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 554-б.

294. Клавихо // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 585–586-б.

295. Копчур // "Қазақстан". Ұлттық энциклопедия / Бас ред. Ә.Нысанбаев. 4 том. Жоғарғы – Көкше. Алматы: "Қазақ энциклопедиясының" Бас редакциясы, 2002. 652-б.

296. Орта ғасырлардағы Қазақстан тарихы (V–XVIII ғғ.): Нашар көретін оқұшылар мектебінің 7–8 сыныптарына арналған оқұлық. (Үлкейтілген шрифт және суретпен берілген). Аударған Ә.Орынбаева. Төртінші басылымы. Алматы: Мектеп, 2002. 304-б. (К.М. Байпақов, Б.Е. Көмековпен бірлесе жазған).

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37  Вперед
16 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 88095      

Другие статьи из этой рубрики

А. Исин. Отражение политических интересов в династийных историографиях XIV-XVII веков

Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.

Ч.Ч. Валиханов. О киргиз-кайсацкой большой орде.

Заилийский край занят двумя главными родами Большой орды: албанами и дулатами с частью чапраштов, никогда отсюда не выходивших на правый берег Или. На востоке в Илийскую долину иногда выходят дикокаменные киргизы из рода бугу, родовые кочевья которых находятся на юго-восточной стороне Иссык-Куля, а на западе — из родов султы и сарыбагыш, чьи кочевья находятся также на юго-западном берегу того же озера и в окрестностях Пишпека (укрепления, находящегося за Чу и принадлежащего ташкентцам). Западная граница кочевьев албанов есть р. Турген; они кочуют даже и в китайских владени­ях, платя последним ничтожную дань, К западу от албанов, т.е. от Тургена, кочуют дулаты и чапрашты (смежно) до истоков р. Чу и далее за ней через р. Талас из ташкентских городов и укреп­лений.

Н.А. Атыгаев О времени образования Казахского ханства (к 550-летию образования ханства)

Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.

С.К. Косанбаев Формирование и развитие казахской этнографической науки в 1918 - 1924 гг.

В 1918 г. в Ташкенте по инициативе передовой туркестанской интеллигенции (в т.ч. - и казахской) были открыты Туркестанский народный университет (ТуркНУ) и Туркестанский Восточный институт (ТВИ). В рамках их структуры начали функционировать кафедры казахской этнографии и казахского языка. Лекции на этих кафедрах читал известнsй этнограф и фольклорист, большой знаток культуры казахского этноса А.А.Диваев. Он разработал и издал специальную программу по казахской этнографии. Она была опубликована (вместе с рядом лекций и научных статей автора) в университетских изданиях - газете "Народный Университет" и журнале "Еженедельник Народного Университета".

Турсун Султанов. Кто такие казахи

Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных к' начальный и конечный, — к' а з а к'. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в "Шах-наме" великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове "казак". Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина "казак" и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением "бездомный", "бесприютный", "скиталец", "изгнанник".
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте