Статьи
 

Хронологический указатель трудов К.А. Пищулиной

37.2009

346. Моғолстан // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 292–293-б.

347. Әмір Темірдің Шығыс Дешті Қыпшақ пен Жетісуға жасаған шабуылы // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 295–297-б.

348. Әбілхайыр хандығы: Шибан әулетінің кұшеюі // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 298–300-б.

349. Ойраттардың Қазақстан шекарасына жетуі. Текетірес // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 301-б.

350. Мырза Мұхаммед Хайдардың "Тарих-и Рашидиіндегі" Моғолстан мен Қазақ хандығының тарихы // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 316–317-б.

351. Қазақстан аумағындағы этникалық процестер // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 322–325-б.

352. Қазақ мемлекетінің қүрылуы // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 328–329-б.

353. Қазақ мемлекетінің алғашқы билеушілері – Керей мен Жәнібек // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 330–331-б.

354. Қазақ хандығы тарихы мен мәдениетіндегі Түркістан қалалары // Қазақстан тарихы мен мәдениетінің үлкен атласы / Жобаның бас жетекшісі Ә.Ш. Бимендиев; Бас ред. алқа: К.М. Байпақов (төраға) т.б..; Ғылыми редактор Қ.З. Өскенбай. Алматы: "АБДИ Компани" АҚ, 2009. 390–393-б.

355. Этногенез казахского народа // Казахи. Историко-этнографический атлас / Рук. проекта А.Ш. Бимендиев. Алматы: АО "АБДИ Компани", 2009. (В печати).

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17    18    19    20    21    22    23    24    25    26    27    28    29    30    31    32    33    34    35    36    37   
16 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 88222      

Другие статьи из этой рубрики

Канат Ускенбай. К проблеме аутентичного наименования Казахского ханства (на примере Михман-наме-йи Бухара Фазлаллаха Ибн Рузбихана Исфахани)

Проблема аутентичного наименования Казахского государства позднего средневековья XV–XVII вв. прежде не вычленялась в отдельную исследовательскую проблематику. Как показывает опыт татарстанских коллег [1], такая постановка может быть продуктивной как в вопросе установления названия государства, так и в выяснении государственного устройства, этносоциального состава, территориальных границ. Данная публикация обращает внимание исследователей на сведения в целом широко известного персоязычного сочинения "Михман-наме-йи Бухара" Ибн Рузбихана Исфахани о наименованиях Казахского государства – Казахского ханства. В контексте названия данной публикации сведения этого источника не привлекались.

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

Среди сочинений среднеазиатских авторов, имеющих отношение к истории Казахстана XV—XVI вв., особое место занимает труд Рузбехана "Михман-намеи Бухара". Абулхаир Фазлаллах бен Рузбехан бен Фазлаллах ал-Хунджи ал-Исфагани родился в 60-годах XV в. и большую часть своей жизни провел в Ираке. По своим религиозным убеждениям он был воинствующим суннитом. Поэтому, когда в 1502 г. Ирак был завоеван шахом Исмаилом Сефеви, устроившим массовое избиение суннитов, Фазлаллах бен Рузбехан бежал в Хорасан. Здесь он вошел в число придворных литераторов одного из последних тимуридов Султан-Хусейна. В начале XVI в., когда войска Шейбани-хана разрушили империю тимуридов, он переходит на его сторону и становится одним из его приближенных. Получив блестящее по своему времени образование в области мусульманской теологии и законоведения, Разбехан написал ряд трудов на персидском и арабском языках.

Илиуф Хаджи-Мурат. Кто вы, чала-казаки? Этиология слова.

Историки и этнографы едины во мнении о том, что прежнее казахское общество состояло из трех социальных слоев. Высшее положение в ее архитектонике занимали представители сословия aq süyek (букв. ‘белая кость’), в которое включались чингизиды-töreler (töre, букв. ‘закон’), и потомки первых проповедников ислама-hodjalar (hodja, букв. ‘хозяин, господин’). Потомки Чингиз-хана, известные также под обобщающим именем töre süyek, имели титул султана и право занимать ханский престол. Отметим, что приведенное сложное название, сокращенное до слова töre, приобрело в казахском языке значения ‘историч. чингизид; аристократ; господин; иронич. начальник’. Среди группы hodjalar, иногда именуемой сословием asıl süyek (букв. ‘благородная кость’), особо почитаемыми были потомки пророка Мухаммеда – сеиды (seyitter). Принадлежность к высшим стратам общества была обусловлена происхождением. Казахская аристократия обладала особым социально-правовым статусом, занимала привилегированное положение в структуре общественных отношений.

Эдуард Хуршудян. Чагатайская монета XIII века. Часть II.

С тех пор как вышла в свет статья В. Настича – "Алматы - Монетный двор XIII века"[1][i], в Казахстане продолжались дебаты вокруг факта возвращения прежнего названия южной столицы Казахстана Алма-Ата на Алматы. Результаты этой статьи были восприняты как нечто данное - без всяких комментариев. Никто из нумизматов, востоковедов-историков даже не попробовал оспорить трактовку, предложенную Настичем. Между тем в статье есть спорные места! В частности можно оспорить трактовку и локализацию монетного двора чагатайской монеты, соответственно подискутировать по поводу географической локализации монетного двора Алмату-Алимту-Алимату с современной Алматы!
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте