Статьи
 

С.К. Ибрагимов. «Михман-намеи бухара» Рузбехана как источник по истории Казахстана XV—XVI вв.

5.С. 145

Во-вторых, данное сообщение Рузбехана указывает нам также и на то, что в описываемое время часть Ногайского улуса входила в состав первых казахских владении. В подтверждение этого мы можем привести данные из другого сочинения, сведения из которого, правда, относятся к 1513 г. Так, автор "Зубдат ал-Асар" Абдаллах бен Мухаммед беи Али Насруллахи пишет: "Касым-хан был падишахом Дешти-Кыпчака. Он был способен на великие дела. Касым-хан, собрав казахские и мангытские (ногайские. — С.И.) войска, совершил поход на Ташкент и Туркестан и окружил их" [24].

На зимовки казахи, по словам Рузбехана, располагались "по берегу реки Сейхун, которую там называют Сыр-Дарьей", окрестности которой "покрыты камышом, обильны травами и кустарниками... и, вероятно, протяженность берегов Сейхуна, где они обитают, будет более трехсот фарсангов. Когда они достигают берегов Сейхуна, то оказываются вблизи земель Туркестана, также находящихся на берегу Сейхуна" [25]. В другом месте Рузбехан пишет, что зимовки казахов располагаются также и в Каракумах. Причем, судя по его словам, в этом месте зимовали Бурундук-хан и Касым-султан [26].

Из слов Рузбехана видно также, что первые казахские владения представляли из себя серьезную военную силу и по первому зову верховного хана способны были выставить "четыреста тысяч одетых в кольчуги пехлеванов, каждый из которых по деянию своему равен двадцати дельным юношам [27]". Здесь интересно, что Касым-хан, считавшийся более могущественным, чем Бурундук, по словам Бабура, мог выставить войско только в двести тысяч человек [28].

Самой крупной административной единицей в описываемое автором время у казахов был улус во главе с султанами. "В каждом улусе знаменитом есть султан могущественный из потомков Чингис-хан и они с народом своим пребывают в местности, которая со времен Джучи-хана и Шейбани-хана и до настоящего времени является древним юртом их, и они наслаждаются находящимися там пастбищами" [29]. В дальнейшем Рузбехан вкладывает в понятие улус род, говоря, что "каждый род составляет один улус" [30].

Но с данным утверждением автора вряд ли можно согласиться. Как известно, улус — это монгольский термин, обозначавший народ, рассматриваемый как удел, владение. Поэтому будет более верным вкладывать в понятие улус не только род, но и объединение родов, тем более, что Рузбехан, говоря о войске Джаныш-султана, пишет: "Отряд улуса Джаныш-султана собрался в одном месте. Их было более 30 тыс. человек, у каждого из них было много слуг и подчиненных, так что число их достигло до 100 тысяч" [31].
Как видно из "Михман намеи Бухара", казахское ханство в описываемое время состояло из улуса-владений: Таныш-султана, Джаныш-султана и Касым-султана. Во главе всех этих улусов стоял верховный хан в лице Бурундука. Причем весьма интересно, что улусы Касым-султана и самого Бурундука находились вместе. И почти во всех случаях Рузбехан рядом с именем Бурундука ставит имя Касым-султана.


24 С.К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории..., стр. 112.
25 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 86 а.
26 Там же, л. 86 а.
27 Там же, л. 71 б.
28 В.В. Вельяминов-3ернов. Исследование о касымовских царях и царевичах, стр. 230.
29 "Михман-намеи Бухара" Рузбехана, л. 73 б.
30 Там же, л. 97 а.
31 Там же, л. 97 б.

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12    13    14    15    16    17  Вперед
27 октября 2009      Автор: admin      Просмотров: 37354      

Другие статьи из этой рубрики

Н.А. Атыгаев О времени образования Казахского ханства (к 550-летию образования ханства)

Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили "в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества" [1, 54]. В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И. Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А. Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А. Хасенова, К. Акишева, Ж. Касымбаева, Б. Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М. Магауин и К. Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К. Даниярова.

Эдуард Хуршудян. Об Алматы и проблеме вокруг нее. Часть I

В последнее время вопрос возвращения прежнего названия города Алма-Ата на Алматы, привлек большое внимание ученых и представителей общественности. Было написано много работ, были высказаны самые различные точки зрения по этой проблематике. В данной работе мы решили дать нашу точку зрения на некоторые вопросы, имеющие отношение к проблематике топонима Алматы и вокруг нее. Это, прежде всего, наша рецензия на недавно вышедший сборник, посвященный Алматы ("Письменные источники по истории и культуре Алматы (VIII-начало XXв.)")(статья N1), а также новое толкование прочтения арабской надписи на Чагатайской монете XIII века (статья N2) и некоторые размышления вокруг прежнего названия города - Алма-Ата (статья N3).

Э.Ш. Хуршудян. Путь к премудрости Востока: персидские рукописи в Казахстане

В этом году в Алматы вышла в свет книга "Каталог персидских рукописей" под редакцией известного казахстанского ученого, востоковеда-ираниста доктора Сафара Абдулло. Настоящее издание посвящено описанию рукописей на новоперсидском языке из фондов Нацио­нальной библиотеки Республики Казахстан. Основываясь на тщательном и высоко­профес­сиональном исследовании рукописных памятников из казахстанских собраний, доктор Сафар Абдулло своей работой внес неоценимый вклад в исследование персидской рукописной книги, тем самым, положив начало систематическому изучению персидских рукописей в Казахстане. Это явилось знаменательным событием в казахстанской научной и культурной жизни Казахстана.

Председатель западного отделения Алаш-Орды Д. Досмухамедов и судьбы казахской интеллигенции в период сталинских репрессий

В советской и, в частности, казахстанской историографии деятельность Джаганши Досмухамедова (Джанши, Жахинши Дос-Мухамедова) и других руководителей казахского автономистского движения Алаш начала XX в., как известно, долгое время оценивалась однозначно отрицательно (1). Однако с конца 80-х гг. прошлого столетия был открыт доступ к ранее закрытым архивным источникам, активизировалась исследовательская деятельность историков и публицистов. В итоге стали появляться работы, которые проливают новый свет на политическую биографию и судьбу таких ярких представителей казахской интеллигенции начала XX в., как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Джаганша и Халел Досмухамедовы, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Чокаев и другие (2).

А. Исин. Отражение политических интересов в династийных историографиях XIV-XVII веков

Исследователь, работающий с источниками позднесредневекового времени, не может не заметить различные подходы в освещении истории Центральной Азии, обусловленные не только разной информированностью создававших хроники авторов, существовавшими традициями и стереотипами освещения тем, но и преднамеренными искажениями и умолчаниями тех или иных событий. Имеются и генеалогические искажения, имеющие также определенную политическую подоплеку.
Характеризуя вкратце политические интересы династий, во славу которых создавались многие восточные хроники, отмечу, в частности, что наиболее тенденциозно подавалась история взаимоотношений с казахами и их политическими предшественниками в тимуридской и шейбанидской историографиях, чему есть определенные причины и исторические мотивы.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте