1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 

Продукция Гербалайф собрала много разнообразных отзывов.

Р.А. Абдуманапов. К вопросу происхождения кыргызского племени Азык.

Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий" 6-12 сентября 2001 г. / Под ред. Анжигановой Л.В., дфн. - Абакан: изд-во Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, 2002. - C. 153-157.

Проблема происхождения центральноазиатских кыргызов является одной из наиболее острых и дискуссионных в современном тюрковедении. Этому вопросу уделяли и продолжают уделять внимание многие авторитетные ученые, но говорить об окончательном его решении рано.

Существует множество различных теорий и гипотез происхождения кыргызов, и под них можно подвести единый знаменатель - все они признают то, что в этногенезе этого народа участвовало несколько основных компонентов. Исследование всех этих компонентов и степени их участия в этногенезисе кыргызов не входит в рамки следующей статьи. Мы попытаемся определить происхождение лишь одного из "кирпичиков" стройной и устоявшейся родоплеменной системы. Степень значимости определения этнических компонентов и их составляющих можно охарактеризовать словами Саула Матвеевича Абрамзона: "Казалось бы, при исследовании вопроса о формировании киргизской народности следует, прежде всего, выявлять те конкретные этнические компоненты, из которых она сложилась. Между тем во многих работах до недавнего времени говорилось о киргизах вообще, о переселении или передвижении всех киргизов. Теперь уже признается, что изучение этнической истории киргизов, как и любой другой народности, может быть успешным при условии, если будет установлено происхождение основных компонентов, вошедших в их состав. По отношению к киргизам это особенно важно, так как хронологические и географические координаты, связанные с их именем, исключительно широки" [1]. Кыргызская родоплеменная структуруа расчленяется на три большие части. Это так называемые крылья, левое и правое - "сол канат" и "он канат", а также племенная группа "ичкилик" - "внутренние". Привлечение материалов некоторых исключительно важных источников по истории кыргызов позволяют определить время возникновения кыргызской племенной системы ранее конца XV века. Об этом сообщает сочинение "Маджму ат-Таварих" Сайф ад-Дина Ахсикенти, написанное именно в это время, и где приводится родоплеменной список, в большинстве своем соответствующий современным генеалогическим спискам [2]. Все это, безусловно, указывает на "глубокую традиционность генеалогических представлений"[3] кыргызов и показывает, что изучение генезиса отдельных компонентов весьма важно для определения происхождения всего народа.

Самым многочисленным отделом кыргызского народа является его "правое крыло" - "он канат", родоначальниками которого считаются легендарные братья Тагай, Адыгене и Мунгуш. Не будем касаться всех родов и племен этого крыла, обратимся лишь к истории одного из них - племени азык. Представители этого кыргызского племени в настоящее время проживают в Кыргызстане в Кочкорском и Кеминском районах, частично на Иссык-куле и в Джалал-Абадской области. О происхождении азыков нам ничего не известно. В кыргызских "санжыра" - родословных списках они выводятся от легендарного Азыка, приемного сына Тагая, что указывает на некоторую их "обособленность" от других племен правого крыла, прямых потомков братьев Тагая и Адыгене. В этой связи являются интересными данные, приведенные Белеком Солтоноевым. По его сведениям, большинство старейшин, аксакалов племени считают, что "основа, начало племени - кыргыз-кыпчаки, и именно в их числе (азыки) прикочевали (на современные земли) из Алтая и Хангая" [4]. И хотя другие свидетельства - родовые списки, предания подтверждают происхождение азыков именно от кыпчаков, многие историки обошли этот момент стороной.
К примеру, если Аристов Н.А. полагал, что племя азык являлось одним из самых ранних кыргызских племен [5], то Радлов В.В. относил это племя к отделу другого кыргызского племени сарыбагыш [6]. Абрамзон С.М. связал азыков с древним племенем асиги, входившим в аймак "нушиби" Западнотюркского каганата [7]. Племя асиги, вошедшее в состав уже тюргешей под именем азийцев, Бартольд В.В. уверенно отождествил с древним народом аз, упомянутым в древнетюркских надписях [8]. Связь азов-тюргешей с кыргызским племенем азык подтвердилась сопоставлением "жаа-тамги" ("жаа" с кыргызского языка означает "лук" - А.Р.) азыков с тамгой в виде лука на тюргешских монетах VIII века, найденных во время раскопок в Чуйской долине [9].

О народе аз историкам известно немногое. Согласно сведениям древнетюркских рунических надписей азы обитали на юго-восточном Алтае и Саянах - в верховьях рек Алаш, Ак-Суг и на озере Кара-Холь, и находились в сфере влияния восточнотюркских каганов. В 709 году азов покоряют войска восточнотюркского кагана Мочура (Мочжо или Капаган-каган). Позднее, в 715 году, с восставшими азами сражается прославленный Кюль-тегин, который в жестоком сражении при озере Кара-Холь в Западной Туве наносит им поражение:

"Народ азов стал нам врагом. Мы сразились при Кара-кёле. Кюль-тегину шел (тогда тридцать первый) год. На своего белого коня героя Шалчы сев, он бросился в атаку, схватил эльтебера азов; народ азов тогда погиб" [10].

В надписи в честь Бильге-кагана, процитированной выше, азы упоминаются несколько раз. При этом можно предположить, что упоминаются две разные ветви этого народа - саяно-алтайская и тюргешская. В надписи повествуется:

"Тюргешский каган был наш же тюрок, (из) нашего же народа. Так как он не понимал (своего блага). И провинился перед нами, то (сам) каган умер (т.е. был убит), его "приказные" и правители были также убиты, народ "десяти стрел" подвергся притеснению. Говоря: пусть не будет без хозяина страна (букв. Земля и Вода), принадлежавшая нашим предкам, мы, устроив немногочисленный (или азский) народ…" [11].

Малов С.Е. только предполагает прочтение слова аз как название народа и, при этом, дает перевод слова как "немногочисленный". Однако тюргеши не могли быть "немногочисленными", ведь, к примеру, их хан Согэ имел около 300 тыс. воинов [12]. Предпочтительней было бы предположить, что в эпитафии речь идет о племени аз. Более того, следующие строки этой же рунической надписи подтверждают это предположение:

"В том же году мы пошли против тюргешей, поднявшись в Алтунскую чернь и переправясь через Иртыш. Тюргешский народ мы победили во время сна (и обратили в бегство)… Войско тюргешского кагана пришло при Болчу подобно огню и вину. Мы сразились; Кюль-тегин, сев на серого коня Башгу, произвел атаку. Серый конь Башгу… …затем снова войдя (т.е. ворвавшись в ряды врагов), он схватил собственноручно каганского приказного тюргешей, тутука азов (!). Их кагана мы там убили, его племенной союз покорили".

Таким образом, в составе племенного союза "десятистрельных тюрок" и тюргешей мы обнаруживаем племя аз, которое занимало в иерархии племен этого объединения не последнюю роль. На это указывает то, что должность каганского приказного с характерным для древних тюрков титулом "тутук" занимал представитель этого племени. Невозможно определить точное местоположение племени аз, поэтому можно лишь очертить возможные границы региона где они могли кочевать - границы страны тюргешей и предположить, что азы жили в северо-восточных пределах этой страны.

В середине VIII века в тюргешском государстве начинается кровавая междоусобица между так назваемыми "черными" и "желтыми" родами. Надо полагать, что именно из-за этой внутренней войны ослабленные тюргеши не смогли оказать сопротивления прикочевавшему в Среднюю Азию из Джунгарии племенному союзу уч-карлуков. Карлукские племена бежали из-за войны с каганами Второго уйгурского каганата. Эта война являлась следствием своеобразного дележа тюркского наследства. В Тэрхинской надписи уйгурского Элетмиш Бильге-кагана указывается:

"в год собаки уч-карлуки, замыслив измену, бежали. На западе в страну народа десяти стрел" [13].

Карлуки, занявшие земли тюргешей, что обычно для кочевников, инкорпорировали последних в свой "эль". Об этом говорит факт участия тюргешей в походе уч-карлуков против уйгуров и в битве при реке Учюй в 752 году [14]. Племя азов, судя по всему, осталось кочевать на прежних своих землях. В VIII веке племя аз под названием азгиши (аз-киши, люди племени аз) упоминается в списке Ибн Хордадбеха, который датируется IX веком. Он перечисляет тюркские племена следующим образом:

"Страна тюрок: тогузогузы - их область самая большая… они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками. Затем кимаки, гузы, джигиры, печенеги, тюргеши, азгиши, кыпчаки, киргизы…" [15].

Упоминание их между тюргешами и кыпчаками показательно, ведь именно с последними будет связана судьба азов в последующие века.

В XI веке начинается усиление кыпчакского союза племен. Они занимают территории от Иртыша до Восточной Европы, проникают в междуречье Сырдарьи и Амударьи. Огромный азиатский степной коридор начинает именоваться Дешт-и кыпчаком. В кыпчакский племенной союз инкорпорируется большое количество кочевников - огузы, карлуки, кенгересы, тухси, туркмены и многие другие. В состав кыпчаков входит и народ азов, что подтверждается кыргызскими генеалогическими легендами. Кыргызские родословные - "санжыра" причисляют племя "азык" к правому крылу, к отделению Тагай. Согласно родоплеменной структуры центральноазиатских кыргызов, практически все названия подразделений отделения Тагай считаются именами потомков одноименного легендарного предка. Однако помимо родных сыновей Тагая - Богорстона, Койлона, Кылжыра и Карачоро, упоминаются и приемные сыновья - Азык, Саяк, Черик и другие [16]. Весьма интересную кыргызскую легенду о происхождении Азыка мы встречаем у Тоголок Молдо. В ней рассказывается о том, что Азык являлся сыном Домо-хан-кыпчака, построившего кыштак Тёрё-коргон близ Намангана. Во времена борьбы с узбеками за ханство, Домо-хан-кыпчак погибает, и Азык бежит на Ала-Тоо. Там он прибывает к Тагаю, и так как паренек при встрече нес с собой провиант (по кыргызски "азык-тюлюк"), знаменитый Тагай усыновляет его и дает ему имя Азык [17]. Народная этимология имени Азык, конечно же, просто "перекрыла" древнее название, что является обычным явлением в среде кочевнических народов [18].

Вспомним и данные Белека Солтоноева, он упоминает Алтай неспроста. Именно с южными алтайцами кыргызы имеют наиболее тесные связи. О наличии у двух родственных народов одноименных племен писали многие авторы [19]. Языковое родство доказывается замечательным исследованием кыргызского языковеда Б.М. Юнусалиева [20]. В этой связи интересно сопоставление Абрамзоном С.М. кыргызского племени азык с алтайской группой "торт-ас", входящей в состав современных теленгутов и ач-кыштымов, потому что и кыргызы из племени азык называют себя "четырехтамговыми" (тёрт тамгалуу азык) по числу подразделений: козугуна, байкючюк, бычман и бёрю [21]. Он же, указывая на родстве азыков с алтайцами, дал в сноске сравнение родов этого племени с башкирскими подразделениями бушман-кыпсак, кузгун-катай [22].

Название рода бычман/бушман указывает на его безусловную связь с кыпчаками. Персидский историк Джувайни, написавший для монгольских ханов в 50-е годы XIII века "Историю завоевания мира", упоминает одного из знатных половецких вождей - Бачмана. Рашид ад-Дин пересказывает ряд эпизодов из сочинения Джувайни:

"Когда каан (Угедэй - А.Р.) отправил Менгу-каана, Бату и других царевичей для овладения пределами и областями Булгара, асов, Руси и племен кипчакских, аланских и других, (когда) все эти земли были очищены от смутьянов и все, что уцелело от меча, преклонило голову перед начертанием (высшего) повеления, то между кипчакскими негодяями нашелся один, по имени Бачман, который с несколькими кипчакскими удальцами успел спастись; к нему присоединилась группа беглецов… Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и бепорядок умножались" [23].

Рассказ о кыпчакском предводителе Бачмане встречается и в китайском сочинении "История первых четырех ханов из рода Чингизова" [24].

Родовое подразделение с таким именем встречается только у трех тюркских народов - кыргызов в составе племени азык (о кыпчакском происхождении которого рассказывают процитированные выше генелогические легенды), у башкиров в составе племени кыпчак и у татар-кыпчаков. Известен и упоминаемый Руденко С.И. башкирский топоним Сянкин-Бушман - "Кыпчакская дача" [25]. Крупный башкирский род бушман, по мнению Кузеева Р.Г., происходит от того же кыпчакского предводителя Бачмана [26]. Исследователь истории западных кыпчаков - половцев Плетнева С.А. предположила, что Бачман был внуком или правнуком известного в степи хана Боняка из племени Эльбури [27]. Из всего этого следует, что часть кыпчаков-половцев, имевшая отношение к племени Эльбури, в период после монгольского нашествия, принимает имя своего храброго предводителя. Этот род бычман/бушман/бачман впоследствии участвует в этногенезе трех народов - кыргызов, башкир и татар. Следует отметить и башкирский род Кузгун-Катай, имеющий аналогию в кыргызском племени азык - род козугуна. Известна тесная связь кыпчаков и кытаев (у башкир в форме катай) у каракалпакских и узбекских племен. К примеру, у каракалпаков существует так называемый "арыс он торт уруу", состоящий из кыпчаков и ктаев (кытаев) [28]. Эти кыпчаки используют уран "Токсаба" (было известно одноименное кыпчакское племя, происходившее от тухси - тюргешей - А.Р.), так же как и кара-кыпчаки у башкир.

Третий крупный род "четырехтамговых" азыков - бёрю (с кырг. "волк" - А.Р.). Он соотносится с тем же кыпчакским племенем эльбури/ильбари/ольбурлик/бурджоглы/бурчевичи, основу этнонима которого составляет слово "бури" - "волк". Можно со всей увереностью утверждать, что приднепровское половецкое племя эльбури имело западнотюркские или тюргешские корни. Вспомним знаменитую легенду о волчице-прародительнице всего тюркского народа [29]. Характерно и то, что китайские источники употребляют понятия "тюркский хан" и "волк" как синонимы, известно и то, что знамена тюркских воинов украшали волчьи головы, а их гвардия также называлась "волками" - "бури". Интересен приводимый Плетневой С.А. поэтический рассказ в русской летописи о волховании Боняк-ханом перед битвой на Вягре: "… и яко бысть полунощи и встав Боняк и отъеха от рати и поча волчьски выти". Так хан-жрец культа волка-покровителя, просил и испрашивал победу у волков, которые, ответив ему, предсказали и обеспечили будущую победу [30].

Джузджани упоминает эльбури в связи с завоеваниями Бату-хана: "(Бату) захватил земли племен Туркестана… он покорил в этих местах племена кыпчак, канглы, йемек, ильбари, рус, черкес и ас" [31]. По мнению Ахинджанова С.М., в степях Казахстана на рубеже XI-XII веков кочевала крупная кыпчакская конфедерация племен с ханским родом, происходившим из племени эльбури [32].

Таким образом, мы проследили некоторый отрезок истории кыргызского племени азык. В VII-VIII веках предки этого племени азы жили на Алтае и Саянах, а также, по всей видимости, среди "десятистрельных" западных тюрок и тюргешей. В X-XI веках, когда усилившийся союз кыпчакских племен занял огромные территории от Иртыша до Дуная, племя аз вошло в состав этого союза. Судя по всему, оно тогда занимало земли в Прииртышье и на Алтае, где существовала некая этническая общность, впоследствии из которой выделились южные алтайцы и кыргызы. Племя аз вошло в состав алтайцев с именами торт-ас и йытуу ас [33], и в состав кыргызов с названием азык [34].

Монгольское нашествие привело к значительным изменениям в этнополитической ситуации средневековых Центральной Азии и Сибири. В послемонгольский период в состав азыков вошли кыпчакские роды бычман, козугуна и бёрю. Часть азыков, возможно, была известна в составе легендарной 92-х племенной узбек-казахской орды. В списке "Тухфат ат-таварих-и хани" Муллы Аваз Мухаммада Аттара, датированного XIX веком, упоминается племя "азак" [35]. Это же племя азак в форме "адак" встречается в списке тех же 92-х племен узбеков у Закира Чормошева. Весьма интересно то, что Закир Чормошев, продиктовавший свой список Абрамзону С.М., уточнил ощего предка этих племен (чонг-ата - с кырг. букв. "большой отец" - А.Р.) - Кыпчака [36].

Так или иначе, связь кыргызского племени азык с кыпчаками, как показал анализ его родов, позволяет сделать вывод об исключительном значении "кыпчакского" пласта в этногенезе центральноазиатских кыргызов. На это указывают как данные кыргызского языка, входящего в восточно-кыпчакскую группу тюркских языков, так и данные многих исследователей, считающих кыпчаков основным компонентом в формировании кыргызского этноса [37].

Примечания:

[1] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - С.30
[2] "Маджму ат-Таварих". // Материалы по истории киргизов и Киргизии. - М.: Наука, 1973 - Вып. 1 - С. 200 - 215
[3] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - С.37
[4] Белек Солтоноев. Кызыл кыргыз тарыхы. - Бишкек: Учкун, 1993 - С. 94
[5] Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина, 1876. - вып. 3-4. - С. 394-399
[6] Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Южной Сибири и Джунгарии. - Томск, 1887 - С. 26
[7] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - С.50
[8] Бартольд В.В. Сочинения. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - т. 2 - ч. 1: Общие работы по истории Средней Азии. - С. 36
[9] История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984 - т.I - С.436
[10] Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М. - Л.: Наука, 1959 - С.20
[11] Там же. - С. 20
[12] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Наука, 1967 - С. 294
[13] Кляшторный С.Г. Терхинская надпись. // Советская тюркология, 1980 - №3. - С. 94
[14] История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984 - т.I - С.252
[15] Материалы по истории туркмен и Туркмении. - М.-Л.: Наука, 1939. - т. I - С.144
[16] Кыргыз санжырасы. - Бишкек: Арым, 1991 - Б. 8
[17] Тоголок Молдо. Тарых. Тупку аталар. // Кыргыздар: санжыра, тарых, мурас, салт. - Бишкек: Кыргызстан, 1993 - Б. 20
[18] Подобная "народная" этимология касалась и племени канглы, входившего в состав кангаро-кенгереских племен и позднее ставшего частью кыпчакского племеного союза. По одной из легенд, название этому племени было дано самим Тимуром-Гурганом после одной из битв
[19] О родстве кыргызов и южных алтайцев писали многие историки, такие как: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990; Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. - М.-Л.: Изд-во Ан СССР, 1953; Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. - Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1963;
[20] Б.М. Юнусалиев. К вопросу о формировании общенародного киргизского языка. // Труды ИЯЛ АН Кирг. ССР, 1956 - вып. VI - C. 19-45
[21] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990 - С. 51
[22] Там же. - С.427
[23] Тизензгаузен С.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - М.-Л.: Изд-во АН СССР - т.II - С. 24
[24] Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990 - С. 177
[25] Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990 - С. 427
[26] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. - М.: Наука, 1974 - С. 179
[27] Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990 - С. 178
[28] Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950 - С.37
[29] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Наука, 1967 - С. 22-24
[30] Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990 - С. 102
[31] Тизензгаузен С.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - М.-Л.: Изд-во АН СССР - т.II - С. 15
[32] Ахинджанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата: Гылым, 1995 - С. 209
[33] Радлов В.В. Из Сибири. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1989 - С.96
[34] Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. - Бишкек: Кыргызстан, 1995 - Б. 79
[35] Материалы по истории киргизов и Киргизов. - М.: Наука, 1973 - Вып. 1 - С.213
[36] Там же. - С. 216
[37] Петров К.И. Киргизо-кыпчакские отношения и этногенез киргизов.// Известия АН Киргизской ССР, 1961 - сер. общ. науки - т.III - вып.2 - С.81-105; Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV-XVIII в.в. - Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1961; Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. - Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1963;С.Г.Кляшторный, А.М.Мокеев, В.П. Мокрынин. Основные этапы этногенеза киргизского народв. // Тюркология - 88. - Фрунзе, 1988 - № 2 - С.42-43; Т. Койчуев, В. Мокрынин, В.Плоских. Кыргызы и их предки. - Бишкек, 1994; А.М.Мокеев. О локализации алтайских киргизов в IX-XVI веках. // Кыргызы. Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. - Бишкек: Кыргызстан, 1996 - С. 209-222; Д. Бактыгулов. О локализации алтайских киргизов в IX-XVI веках. // Кыргызы. Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. - Бишкек: Кыргызстан, 1996 - С. 209-222.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 4871      

Другие статьи из этой рубрики

Атыгаев Н.А., Джандосова З.А. Сведения «Алам-ара-йи Шах Исма'ил» о кыргызах XVI века

История тянь-шанских кыргызов и их государственности в период позднего средневековья несмотря на значительную историографическую традицию все еще слабо изучена. Это, прежде всего, связана с недостаточностью сведений о кыргызах в исторических источниках, т.е. слабостью источниковой базы. Более или менее содержательные сведения о кыргызах XVI века содержатся в Та’рūх-и Рашūдū Мирзы Мухаммад Хайдара и Бабур-нāме Захир ад-Дина Бабура, некоторые материалы по данному периоду истории имеются в источниках более позднего времени – Бахр ал-āсрāр Махмуда ибн Вали, Тa’рūх Шах Махмуда Чураса, в некоторых сочинениях агиографического характера. Вместе с тем, нужно отметить, что в Та’рūх-и Рашūдū и Бабур-нāме имеются лакуны в описании исторических событий этого периода.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов