Статьи
 

НАЧАЛО


Театрализованные
празднования
1000-летия кыргызского
эпоса "Манас"
Соотнесение Каркара-Джете из эпоса "Манас", с областью "Каркар-хан" Кимакского каганата позволяет определить регион, где началось формирование той общности племен, которая впоследствии и стала ядром киргизского этноса. Это регион от Южных районов Алтая (Горный Алтай) на севере вплоть до Тарбагатая на юге, включая и Каркаралинский горный массив на западе. Близкое родство южных алтайцев и киргизов неоспоримо: согласно общепринятой классификации языков, киргизский и южноалтайский языки составляют киргиз-кыпчакскую подгруппу кыпчакской группы языков. Об этом свидетельствует и набор родственных племен, но об этом подробнее ниже. Очерченный регион не имел четких границ, к югу он постепенно расширялся в сторону Восточного Туркестана и Западной Джунгарии. Закономерно встает вопрос и о времени формирования этой протокиргизской общности. Так как своеобразие Каркар-хан впервые отмечается в "Худуд ал-Алем", то следовательно нижней границей мы вправе назвать X век. Проникновение в Прииртышье древнекыргызских племен начинается после 840 года, и к X веку уже складывается своеобразный, отличный от древнекыргызского и кимакского, культурный комплекс. Начиная с XI века, на территории обозначенного региона проникают восточные номады - найманы.

Они занимают предгорья между Иртышом и Алтаем. Оставим в стороне вопрос о происхождении найманов и их языке. Как и в случае с хунну, меркитами, урянхаями, татарами, тюркские языковеды говорят об их тюркоязычии, монгольские - о монголоязычии найманов. Я больше склоняюсь к тюркоязычию, из "Сокровенного сказания" монголов нам известны тюркские имена найманов - Кучлук ("сильный"), Таян-хан, Инанчу-Бильге-хан.
Во времена монгольской экспансии бывшие земли кимакского каганата отдаются старшему сыну Чингис-хана - Джучи. Его войска и покоряют Сибирь и Дешт-и Кыпчак. Свою ставку он располагает на берегу Иртыша. По мнению Петрова К.И., получив коренной юрт кыпчаков и, что естественно, их войска, Джучи возвышается настолько, что вызывает опасения у отца. Чем это закончилось известно: наемные убийцы, по обычаю монголов, ломают хребет Джучи в местности Кулан. После этого, чтобы не повторять ошибок, Чингиз-хан разделяет кыпчакский юрт так, что старший сын Джучи - царевич Орда - получает юрт отца - Прииртышье, а другой сын - Бату - вместе с титулом главы улуса - все западные земли. В XIII веке очерченный регион затрагивают ожесточенные междоусобицы чингизидов, которые длятся вплоть до XIV века. Кыпчаки и другие племена оказываются в армиях то одного, то другого царевичей. В 1269 году, на основе объединения бывших улусов Угедея и Чагатая на территориях от Алтая до Амударьи, включая Восточный Туркестан, образуется государство Хайду. Около 1346-1348 г. оно распадается на две части. Восточная, с землями Тянь-Шаня и Восточного Туркестана, получает новое имя - Моголистан. Мавераннахр (Средняя Азия от Тянь-Шаня до Амударьи. - Прим.А.Р.) объединяется эмиром Балха - Казаганом. Мы наблюдаем процесс усиления тюркских племен, феодалы того и другого государств принадлежали к тюркской знати. Соблюдая монгольскую традицию, Пуладчи объявляет ханом чингизида Тоглук-Тимура, Казаган также сажает на трон марионетку.

Верховная власть чингизида Тоглук-Тимура была номинальной. Фактическому правителю этого государства, эмиру племени Дуглат, Пуладчи подчинялись земли, называемые Мангалай-Субэ(Восточный Туркестан, включая Тянь-Шань) со столицей в Аксу. Севернее Тянь-Шаня начиналось независимое владение брата Пуладчи - Камар ад-Дина. Кроме этого самостоятельного улуса, в северо-восточном Притяньшанье существовали полунезависимые от Аксу владения: севернее р.Или находился улус Хаджи-бека из племени Аркинут, а в районе р.Эмиль и Тарбагатая, т.е. в землях обозначенной области Каркар-хан, располагался улус племянника Хаджи-бека - Енге-тора. В Или-Иртышском междуречье источники отмечают еще один улус, имеющий непосредственное отношение к киргизам - улус Булгачи.

 

"МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ"

Обратимся к "Маджму ат-Таварих" Сайф ад-Дина Ахсикенти (Ахсикент - древний город близ современного Андижана в Ферганской долине. - Прим.А.Р.). В этом источнике, как и в эпосе "Манас", но более подробно, описывается родоплеменной состав киргизов. Не вызывает сомнений достоверность источника, список племен Ахсикенти практически тождествен современному составу киргизских племен! Ахсикенти жил в XVI веке, и к этому веку киргизы были уже полностью сформированным народом со своим языком, традициями, генеалогией и фольклором. В этом веке киргизы уже плотно заселили предгорья Ферганской долины, отсюда столь точное знание Ахсикенти их родоплеменного состава. Сайф ад-Дин общался, по-видимому, с представителями южнокиргизских родов, но он приводит точный список всех, в том числе и северокиргизских родов. Все это говорит о том, что к XVI веку киргизы уже полностью осознавали себя одним народом с единым самоназванием "кыргыз".

Ахсикенти перечисляет племена своеобразным, в духе того времени, способом - по мере обращения в ислам почитаемым в Средней Азии сеидом Мир Джалилом их предводителей. Очередность прибытия глав племен к сеиду показывает их значимость в иерархии киргизских племен (так было и у тюркютов, кимаков, уйгуров). Первым прибывает Ак-Тимур-Кыпчак с сыновьями: Даулет-яром, Худа-яром, Муса-яром, Иса-яром, Али-яром, Туле-яром и Берды-яром, составившими род Джетти-кашка, о котором уже упоминалось выше.

Затем прибывает Ак-уул (родоначальник правого крыла киргизов. - Прим.А.Р.) с сыновьями Отуз-уулом и Салус-беком Булгачи. После прибывают сыновья Булгачи: Бостон, Тейит, Джоо-кесек, Дёёлёс, Кадыр-шаа, Кангды и сыновья Отуз-уула - Адигине, Тагай, Монгуш и Кара-багыш. Последними перечисляются сыновья Ку-уула (левое крыло. - Прим.А.Р.): Басыз, Кушчу, Ай Баш Мундуз, Чон-Багыш, Саруу Кытай.

Если сравнивать с современным списком племен, не упоминается только племя Монолдор, в те времена оно еще не входило в "киргизский эль", а составляло основу государства Моголистан. Интересно то, что Абрамзон С.М. отмечает, что в списке Булгачи нет кыпчаков, тем самым делая выводы о том, что кыпчаки вошли в киргизский народ позднее. Однако кыпчаки упомянуты Ахсикенти не в списке племен Булгачи, а отдельно от всех, но во главе. Для хронографа XVI века главенство кыпчаков было неоспоримым и не требовало доказательств - ведь и Джакып, и Манас являлись кыпчаками.

Вообще, сопоставление генеалогических списков показывает родство моголов и племен правого крыла. И те, и другие возводят себя к Арслангу, сыну легендарного Огуз-кагана. Сын его Куян считается предком Ак-уула, а сын Ахмад считается родоначальником моголов. Сведения "Тарих-и Рашиди", написанной Мухаммадом Хайдаром в 1546 году, говорят о том, что моголы и киргизы есть один народ, различие их лишь в том, что киргизы не признают власть чингизидов и являются язычниками. Исследователь моголов Юдин В.П. расчленяет моголо-киргизские отношения на два этапа:
1. Период общности в составе Моголистана, объединявшейся политическим термином "могол". Временной предел - XV век.
2. Период обособления и последующее поглощение моголов соседними народами, в том числе и киргизами.
Если следовать предположению Юдина В.П. о периоде общности киргизов и моголов, то возникает вопрос о том, как киргизы, сформировавшиеся в области Каркара на территории Тарбагатайского, Чингистауского хребтов и Прииртышья, оказались в Мангалай-Субэ и Притяньшанье?

Ответом на этот вопрос послужат известия китайского географического словаря о современном уезде Суйлай в провинции Синьцзян (Восточный Туркестан). Уездный город Суйлай на современных картах именуется Манас(!), это его старое название, которым всегда пользовались его жители. Этот город расположен около озера Аир-нур, на китайских картах первой половины нашего века оно именовалось как Ай-эр ("лунный богатырь". - прим. А.Р.), на современных картах именуется Манас. Но самое главное то, что город Манас и одноименное озеро находятся немного восточнее района "Кур-кара-усу". Современные китайские жители города Манас не знают, откуда произошло название, да и сам город населяют только этнические ханьцы. Во времена династии Мин в Восточном Туркестане вместе с Кашгаром, Илибали и Хами упоминается небольшой район кыргыз. Откуда там появились названия "Кур-кара-усу"-"Каркара" и "Манас"? В свете гипотезы Юнусалиева о формировании киргизов в Восточном Туркестане, можно предположить, что ядро киргизских племен, состоявшее из кыпчаков области Каркара, постепенно продвигалось в пределы Восточного Туркестана в район Кур-кара-усу. Сложно определить временные рамки переселения киргизов в пределы Восточного Туркестана. Еще в 1399 году часть киргизов появляется в Восточном Туркестане - внук Тимура Искандер разоряет города Мангалай-Субэ и посылает в подарок деду "алмалыкских и хотанских красавиц и кыргызских и бешбалыкских чаровниц". В числе племен, с которыми Тимур имел столкновения в Восточном Туркестане, упоминаются и "Булгачи".

В начале XV века основная часть киргизов кочует в Прииртышье - в 1407 году владетель Золотой и Белой орды Пулад-хан организовывает поход против киргизов и, разбив их, поручает охрану прииртышских границ Белой Орды эмирам племени баарин. Сейчас род баарин входит в племя "бёктён", отделения Адигине, правого крыла киргизов. Примечательно то, что шейбаниды отказываются от участия в походе, объясняя это тем, что во времена Тимура "бежали к ним [киргизам] и пользовались их покровительством".

В начале XV века упоминание о государстве кыпчаков в истоках Иртыша мы встречаем в монгольских летописях. По данным "Алтан Тобчи", Харагуцаг, сын Агбарджин-джинонга, бежит в государство Тангмук (Токмок), и селится у Мунке-баяна. Исследователь "Алтан Тобчи" Г.Гомбоев считает "тунгмаков" народом кыпчак, а Лубсан-Данзан пишет, что "страной кипчак и Токмоком" владели потомки Джучи.

 

ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ КРЫЛЬЯ КИРГИЗОВ

Как же располагались племена киргизов на этих территориях? В эти времена традиционные "он канат" ("правое крыло". - Прим.А.Р.) и "сол канат" ("левое крыло". - Прим.А.Р.), а также отделение "булгачи" (сейчас их называют "ичкилик". - Прим.А.Р.) располагались следующим образом: "Он канат" - "правое крыло", согласно общетюркской традиции в ориентации на запад, было южным и кочевало в пределах от Тарбагатая до Тянь-Шаня включительно. Моголы, как соседи киргизов, были поглощены именно правым крылом и образовали в нем третью по величине группу "Наалы-эже", состоящую исключительно из родов "монолдор". Вообще, Наалы - единственная женщина, которая включена в список родоначальников киргизских племен. Абрамзон С.М. замечает, что "Нал-хатун" является матерью онгона в призывах бурятской шаманки. Известна киргизская поговорка - "Монолдор журттун уюткусу" - примерно как "моголы - закваска киргизского народа". Интересен тот факт, что родоначальником этой группы считается женщина по имени Наалы-эже, сестра предка правого крыла.

"Сол канат" - "левое крыло" - располагалось севернее Тарбагатая, вплоть до Алтая. Об этом говорят параллели между составом родов этого крыла и родовым делением южных алтайцев. К примеру, наличие племени Мундуз у обеих народов, кроме того название крупного киргизского племени Багыш ("лось". - Прим.А.Р.) говорит об его исключительно алтайском происхождении. Исследователем Молдобаевым И.Б. на Алтае была записана легенда:

"Около 300 лет назад во время войн и бедствий состоятельные люди, имевшие скот, начали откочевывать в далекие края. Отделившиеся были киргизы. Не имевшие лошадей и оставшиеся в горах Алтая стали именоваться алтайцами".
Генеалогия "левого крыла" возводится к брату Арсланга и Наалы-эже, некоему Доуле.

Третье объединение - "Булгачи", или "Ичкилик" ("внутренние". - Прим.А.Р.), кочевали в XIV веке также в Или-Иртышском междуречье. Название "внутренние" имеет аналогии как в древности, так и в наше время. Вспомним область Кимакского каганата "Андар аз-Кыпчак", транскрибируемую как - "внутренние аз-кыпчаки". В эпосе "Манас" звучит "плач по Кукотаю":

"В верховьях Иртыша на 90 верблюдах рис вьюками получу,
90 иноходцев выберу, после приду к "внутреннему хану"
и там Кукотаевы поминки устрою на весь мир".
И сейчас в верховьях Иртыша существует урочище Кукотая. Маргулан А.Х. помещает область "Ички-хан" на северо-восток от Иртыша к Алтаю, подтверждая свое предположение этнографическими данными по казахам. Таким образом, предположительное расположение улуса Булгачи в XIII-XIV веках было между Иртышом и Алтаем. В XV веке источники располагают улус Булгачи уже в Восточном Туркестане.
Подобное расположение и деление крыльев киргизов находит свое подтверждение и на материалах киргизов КНР. Киргизы, живущие в китайском Восточном Туркестане, делятся на два крыла: "сол канат" (левое), или "отуз-уул" - северное по расположению, и правое - южное, в которое входят племена Булгачи, основную часть которых составляют кыпчаки.

Показательны в этом отношении исследования этнографа Маховой Е.И., проработавшей в 50-е годы в составе киргизской археолого-этнографической экспедиции. На основе отдельных элементов материальной культуры - по типам юрт, по формам женских и мужских головных уборов "элечек", "тебетей" и "калпак" и по материалам ковроткачества - она разграничивает два комплекса.
"Северный", стоящий особняком, комплекс включает в себя элементы, характерные для "правого крыла". Тип юрты монгольский. Как уже упоминалось, родство "правого крыла" киргизов и моголов отмечено "Маджму ат-Таварих", кроме того, моголы вошли именно в "он канат".
Второй комплекс по признакам материальной культуры объединяет "левое крыло" и "ичкиликов" с тюркским типом юрты. Родство этих племенных объединений и общие черты материальной культуры объясняются проживанием на единой территории от Тарбагатая до Алтая. У киргизов и у алтайцев присутствуют племена Мундус и Кыпчак, и что самое интересное - на Алтае эти сеоки (роды. - Прим.А.Р.) считаются кровнородственными, и браки между кыпчаками и мундусами запрещены как кровосмесительные. Согласно легендам, "девушка рода кыпчак съела градинки (мус) и родила двух мальчиков-близнецов, им дали имена Коткор-Мундус и Чулум-Мундус. Выйдя после этого замуж, она родила еще одного сына - Тёлёса". У киргизов присутствуют рода Коткар-Мундуз, а в числе предков племени телес есть некий Чулум! По сообщениям Потанина, настоящее имя алтайских телесов - "джетти ас". Кроме того, названию телес, по мнению Потапова Л.П., соответствует и название "Тулас". Тулас - древнее название Алтая, одноименное племя входило в монгольскую "баргутскую общность", куда входило и племя булагачин, соотносимое с подразделением "Булгачи".

 

ОБРЕТЕНИЕ РОДИНЫ

К XV веку можно говорить об окончательном формировании киргизов на указанных территориях. На этот же век приходится и процесс переселения киргизов на современные земли в Средней Азии. В начале века происходит усиление джунгарских племен, и их экспансия в пределы Алтая и Прииртышья вынуждает киргизские племена к откочевке. "Левое крыло" в составе племен Басыз, Кушчи, Чонбагыш и Саруу заселяет долины и предгорья Западного Тянь-Шаня, и уже здесь в их состав входит племя Кытай. Из Прииртышья на северные земли Восточного Туркестана уходят племена Булгачи, которые вбирают в себя кыпчакские, найманские и нойгутские рода.

Взаимоотношения с ойратами имели сложный и неоднозначный характер. Имело место как военное противостояние, так и мирное сосуществование и взаимопроникновение. Об этом говорят многие факты, к примеру, наличие общего термина "кашка", по всей видимости, заимствованного ойратами именно у киргизов. Весьма интересным мне представляется гипотеза Кычанова Е. и Бейшеналиева Т. о более тесных взаимоотношениях ойратов и киргизов. По их мнению, ойратский племенной союз состоял из четырех племен - Угэлэт, Балагут, Хойт и Кыргыз, причем киргизы в этом союзе занимали главенствующее положение. Еще во времена противоборства Хубилая и Ариг-Буки киргизы вместе с ойратами выступали на стороне последнего. Видимо, этим объясняются карательные походы против киргизов юаньского полководца кыпчака Тутухи. В последней трети XIV века и в начале XV века киргизы на стороне ойратов участвуют в противоборстве с монголами. По мнению Кычанова Е. И Бейшеналиева Т., глава киргизов, некий Угэчи-кашка, на некоторое время становится правителем монголов и части ойратов под именем Мэнкэ-Тэмура. Именно он меняет древнее название "Юань" на "Татар". Интересен термин "татар" - так себя называют современные хакасы.

В 1407 году Угэчи покоряет восточно-туркестанский город-оазис Хами, при этом берет в жены супругу убитого владетеля города. Все это делается для организации торговли с оазисами Восточного Туркестана, кочевникам это было особенно необходимо. Чуть позднее владетель Бешбалыка отбивает Хами, но ойраты покоряют Хами вновь, при этом организуют набег на Моголистан вплоть до районов Иссык-Куля.
Со смертью преемника Угэчи прекращается и главенство киргизов. В 1426 году ойратский племенной союз покоряется монголами, уже в 1430 году среди ойратских племен упоминается глава киргизского тумена Бебер.

В 1439 году, во время правления ойратами и монголами Тотобухи, его чинсаном был глава киргизского тумена Абабарци, правым чинсаном глава племени Чорос по имени Тогон, левым чинсаном глава племени Хойт по имени Эньке. Спустя некоторое время главой монголов и ойратов становится сын Тогона - Эсен. При нем киргизы, монголы и ойраты совершают поход на Пекин. Неудачно осадив Пекин, тем не менее они пленяют самого императора. Отображением этих событий, по мнению Караева Е. и Бейшеналиева Т., является одна из глав эпоса "Манас" под названием "Поход на Бейджин" (Бейджин - киргизское название Пекина. - Прим.А.Р.). С 1459 года, со смертью Эсена, начинаются распри, в результате которых престолом овладевает Магу-кыргыз, который сразу же дает государству имя Татар! В 1468 году ойраты разбиваются монголами и рассеиваются по степи. Киргизы Абабарци откочевывают в Восточный Тянь-Шань, в горы близ Хами. С этого времени, как считают авторы, киргизы начинают главенствовать в Моголистане. Часть племен Чорас и Баарин соединяются с ойратами, а представители племен Калучи и Булгачи уходят к Абу-л Хайру. Ойраты под предводительством Аши-Тэмура совершают набег на Моголистан, где разбивают Юнус-хана в районе реки Или.

Юнус-хан вместе с сыном Ахмедом бежит в западную Фергану. Уже в 1484 году киргизские вожди поднимают на белой кошме Ахмед-хана. Он наносит ойратам ряд поражений, отчего получает от них имя "Алач" - "кровопийца".
Ослабление Моголистанского государства, вызванное распрями за престол и набегами ойратов, способствовало укреплению позиций киргизских племен на Тянь-Шане.
К началу XVI века киргизы становятся настолько самостоятельными, что объявляют своим ханом некого Мухаммеда-киргиза. После смерти Ахмеда начинается борьба его сыновей - Мансура, Султан-Саида и Султан-Халиля - за престол. Киргизы в этом противостоянии принимают сторону двух последних братьев и при этом объявляют Султан-Халиля своим ханом. Наследник могольского престола Мансур разбивает соединенное киргизское войско. Бежавший в Фергану Султан-халиль умирает, однако Султан-саид возвращается в Моголистан и при поддержке киргизов в 1514 году овладевает могольским престолом. С этого времени начинаются союзные действия киргизов вместе с казахами, вместе они совершают набеги на Туркестан, Сайрам, Ташкент, Андижан и Ахси.

Таким образом, к XVI веку киргизы прочно обосновываются на Тянь-Шане и его предгорьях, при этом большая их часть остается кочевать в Восточном Туркестане.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 4286      

Другие статьи из этой рубрики

Мехмет Кылдыроглу. Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв.

Диссертационная работа посвящена комплексному исследованию основных этапов становления и развития этнополитических связей кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв. В диссертации обстоятельно исследована роль кыпчакских племен в процессе становления кыргызского народа и выявлены кыпчакские компоненты в родоплеменном составе кыргызов. При написании настоящей диссертации помимо сведений письменных источников широко использованы также материалы фольклора, топонимии и этнографии тюркоязычных народов Евразии. В результате сопоставительного анализа более шестидесяти этнонимов кипчакского происхождения в этническом составе кыргызского народа установлено, что межэтнические связи кыргызов и кыпчаков начинаются еще в Кв., когда на политическую арену Центральной Азии вышли Кыргызский и Кимакский каганаты, и завершились, в основном, в эпоху Золотой Орды и государства Моголистан.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 
Вот ссылка на страницу где можно купить атомайзер geekvape