Статьи
 
© Агаджанов С.Г.

К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана.

Известия АН Туркменской ССР. - 1977, - номер 4 - сер. общ. наук.

Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.

Благодаря своей исторической значимости огузская тематика издавна привлекала внимание исследователей. Однако несмотря на это, имеется еще немало спорных и нерешенных проблем. Наиболее сложной и запутанной является этническая история огузов. До сих пор остается неясным вопрос об исходном ареале огузов Средней Азии и Казахстана [1]. Очевидно начальный этап становления огузской, или протоогузской группировки был связан с Западным Семиречьем. В пользу такого мнения говорит анализ огузских исторических преданий и археологические исследования последних лет [2].

В средневековых исторических преданиях отмечается, что ставка одного из первых легендарных предков огузских племен находилась на побережье озера Иссык-Куль. Должно быть, в этом предании сохранилось воспоминание о тех протоогузских родоплеменных группах, которые некогда обитали в Семиречье. В этой связи интересно также отметить, что еще в XI в. среди огузов сохранялись предания о далеких временах когда они жили по соседству с чигилями. Махмуд Кашгарский отмечает, что между огузами и чигилями были враждебные отношения. Тюрки-чигили, входившие в VII-VIII в.в. в состав Западно-Тюркского каганата, жили, как известно, и на южном берегу Иссык-Куля [3].

Все это дает основание предположить, что в рассказе Махмуда Кашгарского сохранилось воспоминание о тех временах, когда огузы и чигили обитали рядом на Иссык-Куле. Дальнейшие судьбы этих огузских племен не прослеживаются по достоверным источникам. Однако в исторических преданиях огузов, сохранившихся в труде Рашид ад-Дина и других историков, имеются некоторые данные, которые позволяют говорить об их передвижениях с востока на запад в степи Евразии.

В сказаниях о завоеваниях Огуз-хана отмечается, что во время своих многочисленных походов он достиг Алатага и области Алмалык. Группу своих престарелых воинов Огуз-хан поселил в Алмалыке, в местности Ак-Кая. Затем он предпринял поход на север в земли кырков и башкордов, где захватил крепость Лугр. В этой военной кампании участвовали 10 тыс. огузских семей, называвшихся ок-тугра-огуз. Затем Огуз-хан двинулся по безводной пустыне и вскоре достиг реки Итиль. Огузские воины сделали остановку в местности Он-Каракуль, откуда направились в Талас и Алмалык [4].

В этом интересном предании особое внимание обращает на себя название ок-тугра-огуз, прилагаемое к 10 тыс. огузских семей. Разумеется, сама цифра здесь не играет определенной роли, так как является условной. Гораздо важнее то, что в этом, очевидно этнополитическом термине имеются компоненты ок (стрела, род, племя) и тугра (монограмма, печать хана, распоряжение хана). Эти компоненты рассматриваемого термина говорят о его связи с широко бытовавшим у кочевников символом в виде стрелы. Интересно отметить, что позднее стрела и лук служили эмблемами учуков и бузуков - двух крупных огузских фратрий [5].

Исторические источники говорят о том, что в середине VIII в. произошли крупные события в Центральной и Средней Азии. Это было связано с острой борьбой между тюркскими племенами после гибели Западно-Тюркского каганата. В ходе борьбы племенам карлукской федерации удалось завоевать и утвердиться в Семиречье. Археологические дачные свидетельствуют, что в рассматриваемую пору имели место передвижения кочевников из Джетысу к предгорьям и в низовья Сырдарьи. Очевидно, в результате столкновений с карлуками, в состав которых входили и чигили, огузы были вынуждены оставить пределы Семиречья и уйти в бассейн Сырдарьи и в Приаралье, где столкнулись с печенего-кангарскими племенами [6].

В многолетних столкновениях и войнах они победили кангаро-печенежское объединение и захватили степи Западного Приаралья и Северного Прикаспия. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и формированию огузского союза племен в IX-Х в.в. В рамках этого объединения происходит сложение огузского этноса на территории Средней Азии и Казахстана.

Формирование огузов как исторической общности было подготовлено всем ходом предшествующего этнического развития в долине Сырдарьи, в Приаралье и Северном Прикаспии. В VIII-IX в.в. в состав древнего степного населения этого региона вливаются новые тюркоязычные компоненты семиреченского и западно-сибирского происхождения. Большую роль в этнической консолидации огузов сыграло образование государства сырдарьинских ябгу с центром в г. Янгикенте. Вошедшие в состав этой степной державы тюркоязычные роды и племена стали называться общим именем "огуз".

Огузская конфедерация образовалась на базе ассимиляции и этнического синтеза между пришлыми элементами и местной субстратной основой. В нее вошли остатки побежденных огузами печенего-кангарских и других степных племен долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Среди них имелись племена индоевропейского происхождения, которые подверглись тюркизации в той или иной степени. В частности, это относится к аланам и асам, населявшим степи между Аральским морем и восточным побережьем Каспия. Очевидно, таким же смешанным было степное население Западного Приаралья, где до огузов, в VI- II-IX вв., обитали баджгарды, нукарда и баджна [7].

В состав интенсивно формировавшегося в IX-Х вв. огузского этноса вошли также тюркоязычные компоненты семиреченского происхождения. Прежде всего это были отдельные группы карлуков, ушедшие в IX-Х вв. вместе с огузами на среднее течение Сырдарьи. Средневековые авторы и огузские предания говорят также о присоединении к ним халаджей и других западно-тюркских племен. В их числе были подразделения джагра (шагра) и тюрок-чаруков, обитавших в VIII в. в долине Чу и Таласа. Очевидно, потомками чаруков являлись джаруклуги, упоминаемые в качестве одного из племен огузов XI в. [8].

В формировании огузов принял участие и этнический суперстат восточно-тюркского происхождения. Наиболее важную роль здесь сыграли отдельные крупные подразделения йемеко-кимакских и других племен. В их числе можно назвать баюндуров, имуров и каи, основная масса которых обитала в междуречье Оби и Иртыша. Скорее всего эти подразделения были союзниками огузских вождей в их борьбе с печенего-кангарским объединением в долине Сырдарьи и Приаралье. Оказавшись далеко на западе после разгрома печенегов, они с течением времени инкорпорировались в состав огузов Южного и Западного Казахстана.

Формирование огузской этнической общности в Средней Азии и Казахстане, таким образом, было сложным и относительно длительным процессом. В состав огузов вошел как древний (в основном тюркизированный) этнический субстрат долины Сырдарьи и Арало-Каспийских степей, так и полукочевые и кочевые роды и племена Джетысу и Сибири. Первоначальное ядро огузской группировки, консолидировавшейся в дальнейшем в крупный союз племен, вероятно, начало формироваться в Семиречье. Однако по мере своего движения на запад она значительно пополнилась за счет кочевого и полуоседлого населения Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Результатом этих многогранных процессов явилось образование новой этнической общности, которая отличалась от своих исходых компонентов.

Огузы делились на ряд племен, в которые входило множество родовых подразделений. Племенной состав огузов IX-середины XI в., к сожалению, остается неясным. Известно лишь, что во второй половине XI в. они насчитывали 22 племени. В "Диван лугат ат-тюрк" приведен следующий перечень огузских племен: кынык, кайыг, баюндур, йива, салур, афшар, бектили, букдуз, баят, язгыр, имур, кара-булак, алка булак, игдыр, урегир, тутырка, улайондулуг, тюгер, джебни, беджене, джувулдар, джаруклуг [9].

Махмуд Кашгарский утверждает, что огузы первоначально состояли из 24 племен. Однако более поздние авторы, в частности Марвази, говорят всего лишь о 12 племенах. Расхождение источников, вероятно, можно объяснить дуальной особенностью подразделения огузов на две экзогамные фратрии.

Огузы делились на бузуков и учуков, входивших соответственно в правое и левое крыло их войска. Каждое из этих крупных групп состояло из 24 племен, делившихся, в свою очередь, на две равные части. Судя по огузским историческим преданиям, бузуки относились к числу "старших", а учуки - "младших" племен. Бузуки правого крыла пользовались большими привилегиями (по сравнению с учуками) при "избрании" верховного хана.

Очевидно, в дальнейшем разделение на бузуков и учуков приобрело черты военно-территориальной организации. Племена обоих крыльев огузского войска имели закрепленные за ними пастбищные выгона и угодия. Деление на бузуков и учуков соответствовало понятиям "внутренние" и "внешние" огузы. В их составе различались "чистокровные", "рожденные от наложниц-рабынь" и "присоединившиеся" к огузам роды и племена [10].

Существовавшие у огузов в XI в. племенные и родовые подразделения именовались бой, оба и кок. Судя по "Диван лугат ат-тюрк" и другим источникам, у огузов бой в основном означало племя. Термины оба и кок, вероятно, прилагались главным образом к родовым подразделениям. Огузский род (оба) первоначально был кровнородственным союзом, члены которого вели свое происхождение от общего предка. Однако с развитием классовых антагонистических отношений, оба утеряло характер первобытно-общинного кровнородственного союза. Огузские племена были связаны больше легендарной, чем реальной генеалогией. Огузы разделялись также на уруги и аймаки, представлявшие собой кочевые и полуоседлые общины. Термином уруг обозначались родовые подразделения и составлявшие патронимию знатные роды (фамилии). Уруги и другие родо-племенные группы огузов относились к той или иной "кости".

Огузские роды и племена входили в состав более крупных племенных союзов. Такие объединения обычно назывались иль, что означало народ, государство. Однако родо-племенная организация огузов не была основана на принципе кровного родства, характерного для первобытно-общинного строя. В сущности, огузы подразделялись на кочевые, полукочевые, оседлые и полуоседлые общины, сохранявшие старую родо-племенную оболочку.

Большинство огузов IX-XI в.в. вело полукочевой и кочевой образ жизни. Наиболее компактно они населяли Северный Прикаспий, низовья Сырдарьи и степи вокруг Аральского моря. Среди огузов (преимущественно в степной зоне их расселения) доминировал монголоидный расовый тип. "Они, - писал о приаральских огузах в Х в. аль-Масуди, - самые низкорослые из (тюрок) и у них самые маленькие глаза" [11]. Другие средневековые авторы отмечают слабо выраженный растительный покров на лице и теле и плосконосость огузов. Все это говорит о монголоидных чертах, которые были присущи основной массе преимущественно степных огузов [12].

Данные письменных источников Х-XII вв. о физическом облике огузов подтверждаются некоторыми палеоантропологическими материалами. Среди найденных в огузо-печенежских курганах Западного Казахстана черепов доминируют монголоидные типы с южно-сибирскими чертами. Однако здесь обнаружены также черепа европеоидного и метисного облика [13].

Более интенсивный процесс этнической ассимиляции, вероятно, происходил среди огузов юго-западных областей Средней Азии. Довольно немногочисленный, но крайне интересный в этом отношении краниологический материал обнаружен в Южном Казахстане. В раскопанных А. Н. Бернштамом огузских могильниках Сасык-Булака погребены долихокранные европеоиды с примесью монголоидных черт [14].

Палеоантропологические данные подкрепляются свидетельством источников XI в. о смешении огузов с соседними народами. Определенная часть полукочевых и кочевых огузов ассимилировалась с оседлым населением земледельческой полосы Средней Азии и Казахстана. Подобные этнические группы, смешанные преимущественно с ираноязычными европеоидами, именовались туркменами. В Х-XI вв. это название прилагалось также к метисированным и принявшим ислам группам из карлуков, халаджей и других тюркоязычных племен, обитавших в Шашской и Исфиджабской областях.

В конце Х- первой половине XI в. в политических рамках державы сырдарьинских ябгу происходит интенсивный процесс формирования огузской народности; он стимулировался распадом старых кровнородственных связей, образованием новых территориально-хозяйственных объединений и становлением раннефеодальных отношений. Однако данный процесс не получил своего завершения и был прерван гибелью огузского государства в середине XI в. в результате кыпчакского движения.

Огузские племена, разгромленные кыпчаками, в дальнейшем расселились в южнорусских степях, на Балканах и в Малой Азии. Значительная часть огузов перешла под власть караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана, Гургана и Хорезма. Остатки разбитых кыпчаками огузов инкорпорировались в среду тюркоязычных племен Дешти Кыпчака [15].

Средневековые огузы сыграли немалую роль в этнической истории тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана, Закавказья и Малой Азии. Потомки огузов вошли как один из компонентов в состав казахов, узбеков, каракалпаков, а также башкир Южного Урала и татар Поволжья. Южные группы огузов приняли деятельное участие в формировании туркменской и азербайджанской народности. Огузские племена являются, таким образом, одними из общих предков ряда тюркоязычных народов нашей страны, входящих ныне в единую семью братских социалистических наций.

Список литературы:

[1] Агаджанов С. Г. Некоторые проблемы истории огузских племен Средней Азии. - "Тюркологический сборник". М., 1970. - С.192-197
[2] Левина Л. М. Керамика Нижней и Средней Сыр-Дарьи в первом тысячелетии нашей эры. М., 1972.
[3] Hududal-Alam. "The Region of the World". A. Persian geography 372 A. H.- 982 A. D. Transl. by V. Minorskv. London, 1937.
[4] Рашид ад-дин. Джами ат-таварих. Фотокопия рукописи Британского музея- ИВАН СССР, ИФВ-242. - л. 410-412
[5] Рашид ад-дин. Сборник летописей. Перев. Л. А. Хетагурова, т. I, ч. 1. М.-Л., 1952.- С. 86-91
[6] Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабад, 1969.
[7] Kitab at-tanbih wal-israf auctore... al-Masudi, ed. M. 1. de GoeJe. Lugduni Batavorum, 1894. - C. 180; 13. Macoudi. Le Livre de lavertissement et de la revision. Paris, 1897. - C. 244-245
[8] Le Coq A. Turkische Manichaica aus Chotscho.- "Abhandlungen des Konigl. Akademie der Wissenschaften. Philologisch-historische klasse", Abh. VI, 1911.
[9] Махмуд Ибн Хусейн Ал-Кашгари. Диван лугат ат-тюрк, т. 1-3. Стамбул, 1333 г. х.; Абу Райхан Бируни. Геодезия. Пер., иссл. и примеч. П. Г. Булгакова. Ташкент, 1966. - C. 304-307.
[10] Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX- XIII вв. Ашхабад, 1969.
[11] Macoudi. Les praires dor, t. 1. Paris, 1851. - С. 212
[12] Bergeron P. Voyages faits principalement en Asie. t. I, La Haye, 1735. - С. 49
[13] Синицин И. В. Археологические исследования в Нижнем Поволжье и Западном Казахстане.- "Краткие сообщения Института истории материальной культуры", вып. 37. М., 1951.
[14] Гинзбург В. В., Фирштейн Б. Ф. Материалы к антропологии древнего населения Западного Казахстана.- "Сборник Музея антропологии и этнографии". вып. 28. М., 1958.
[15] Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX- XIII вв. Ашхабад, 1969.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2460      

Другие статьи из этой рубрики

Либретто балета "Алып и пэри Ай-сулу"

Уважаемые читатели! В качестве эксперимента мы представляем вашему вниманию либретто к балету "Алып и пэри Ай-сулу", написанное одним из пользователей нашего сайта. Мы надеемся что художественное произведение немного разбавит наши сугубо исторические статьи и сследования.

Иштван Вашари. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде

Следствием монгольских завоеваний было образование к середине XIII века крупнейшей из известных в истории евразийских империй. После избрания Чингиза ханом всего монгольского мира и объединения в 1206 году монгольских племен, с территории Монголии выступила армия, состоявшая из воинов-кочевников и представлявшая собой невиданную по мощи боевую машину, которая всего за два поколения (то есть к 60-м годам XIII столетия) создала огромную империю, простиравшуюся по всему евразийскому континенту от Китая до Карпат. В течение долгого времени исторические исследования со-средотачивались, в основном, на военных событиях монгольских завоеваний, и в большинстве работ акцент делался на катастрофические разрушения, причиненные нашествием монголов практически во всех странах и обществах Евразии.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте