1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



© Сабитов Жаксылык

Чекре-хан и "Мухаммед-хан"

Оригинальная версия: Зертеуші. 2011. № 3-4. С. 98-103.

Проблема ханствования Чекре-хана никогда не становилась объектом отдельной статьи. Большинство историков не особо обращали внимание на данного хана, в следствии его статуса (он считался одним из марионеточных ханов Едиге) и краткого срока правления. Можно вполне согласиться с данными тезисами, но это не должно являться причиной того, что фигура данного хана останется в забвении даже среди профессиональных историков. К проблеме же того, кто был противником Чекре-хана было уделено достаточно внимания и этот вопрос рискует быть слишком запутан интерпретациями современных исследователей.

Для того чтобы разобраться в вопросах правления Чекре-хана стоит каждый источник, который упоминает его, проанализировать на степень достоверности, также стоит четко отделить исторические факты и их интерпретации.

Для начала стоит перечислить все письменные первоисточники, где упомянут Чекре-хан.

1. Аноним Искандера: В это время сыновья Токтамыша Джалал ад-дин, Султан-Хусейн и Мухаммед неожиданно бросились в тот улус…. Правление Джалал ад-Дина, сына Токтамыша… Так как в его (Джалал ад-Дина) заседаниях у таджиков была полная власть, монгольские эмиры оказались стеснены и соблазняли его брата Султан-Мухаммеда до тех пор, пока в фантазии его не возникла мысль о царстве. Подстрекаемый эмирами он высунул голову из воротника смуты. После того как брат его правил один год, он вполночь неожиданно захватил его на троне и безжалостно убил. После этого Чакире-оглан, который долгое время проводил жизнь в Орде Тимура, а после смерти его величества некоторое время находился при Худайдаде, сыне Хусейна и еще некоторое время под покровительством Шайх Нураддина, сына Сары-Буки, стал устраивать большие смуты и в последний раз бросился в Хорезм. После убиения Джалал ад-Дина ему в голову запало стремление и жажда узбекского улуса и не обращая внимания… (по видимому здесь пропуск в летописи) До его прибытия Султан-Мухаммед стал самостоятельным (государем), выступил против него и в первой же стычке обратил его со всеми его последователями и окружающими в пух и прах. Теперь его широкое и пространное государство находиться в его (Султан-Мухаммеда) владении, а Чакире-оглан по прежнему проводит жизнь в тех краях в бедствии, без дома и крова. [1]

Согласно нашей трактовке Султан-Хусейн являлся не сыном Токтамыша, а его родственником (троюродный брат) Хасаном, сыном Джине, сына Тулек-Тимура, сына Кончака.

2. Йазди перечисляет ханов улуса Джучи среди которых есть: 27. Джалал ад-Дин. 28. Кепек. 29. Каримберди. 30. Чекре. 31. Дарвиш. 32. Мухаммед. В примечаниях к Йазди дано известие из Бахр ал Асрар: Чекре хан опасаясь Токтамыша ушел к эмиру Тимуру. После смерти Кебека, сына Токтамыша был избран ханом [2] Также Чекре у Йазди назван вместе с Баш-Тимуром (видимо это отец Даулетберди и дед Хаджи-Гирея, брат Хасана) среди огланов из рода Джучи-хана, который были у эмира Тимура во время прихода к тому Кара-ходжи, эмира Токтамыша [3].

3. Родословие тюрков: в списке ханов отмечен Чекре: 28. Джалал ад-Дин. 29. Каримберди. 30.Гуйук (Кийик) (возможно Кебек). 31.  Чакар, сын Токтамыш-хана. 32. Джаббар-берди. 33. Саид Ахмад-хан. 34. Дервиш, сын Шахи-оглана (Илахи-оглана). 35. Мухаммед. 36. Даулет-берди, сын Таш-Тимура. 37. Барак. 38. Гияс ад-Дин, сын Шадибек-хана. 39. Мухаммед-хан, сын Тимур-хана. [4].

4. Гаффари называет Чекре как Чаку, сын Дервиша-оглана [5]. Видимо здесь есть ошибка, так как Чекре по другим генеалогиям был двоюродным дядей Дервиша.

5. Согласно Таварихи гузидайи Нусрат-наме Чекре-хан имел следующую генеалогию: Джегре (Чекре), сын Акмыла, сына Менгасира, сына Абая, сына Уз-Тимура, сына Тука-Тимура [6]. Уз-Тимур здесь согласно нашей трактовке это Кай-Тимур или Кин-Тимур из Рашид ад-Дина и Муизз ал Ансаб и не тождественен Уран-Тимуру, сыну Тука-Тимура [7]

6. Самарканди: Чингиз-оглан упоминается вместе с Едиге в период до начала 816 года хиджры (03.04.1413-22.03.1414). Позже 17 марта 1416 года Улугбеку было сообщено из Хорезма, что Джаббарберди обратил в бегство Чингиз-оглана и овладел улусом Узбекским [8]. Сафаргалиев М.Г. отождествляет Чекре и Чингиз-оглана [9], с чем в принципе согласны многие исследователи этого периода.

7. Иоганн Шильтбергер: О королевском сыне. При Абу-Бакре находился королевский сын из Великой Татарии. Этому принцу было предложено возвратиться на родину, чтобы занять там престол. С согласия Абу-Бакра он отправился туда в сопровождении 600 всадников, в числе которых находился и я с четырьмя товарищами. Все это я видел своими глазами, когда находился при упомянутом выше королевском сыне Чакре. Каким образом сменялись владетели. После покорения Сибири Едигей и Чакра вступили в Булгарию, которая ими также была завоевана После этого возвратились восвояси.

Примерно в это же время в Татарии королем был некто по имени Шадибек-хан (слово "хан" по-татарски означает "король"). Когда он узнал, что приближается Едигей, он обратился в бегство и погиб в стычке с людьми, посланными за ним в погоню Едигеем. Едигей затем возвел на престол короля по имени Пулад, который царствовал полтора года и был изгнан другим [претендентом] по имени Джалал ад-Дин, который был низвергнут братом Пулада Тимуром. Последний, однако, царствовал не более 14 месяцев и погиб в борьбе с возвратившимся Джалал ад-Дином. Этот последний, царствовавший 14 месяцев, был убит в войне с родным братом Кепеком, который, однако, должен был уступить престол другому брату Керим-Берди. Последний после 5-месячного царствования должен был уступить место брату Джабару. Этот же был изгнан Едигеем и моим господином Чакрой, который был возведен на престол согласно обещанию Едигея.

Однако уже через девять месяцев им пришлось бороться с новым претендентом на престол по имени Мухаммед. Чакра был вынужден бежать в страну, называемую Дешти-Кыпчак, и Мухаммед воссел на престол. Свергнутый Бараком Мухаммед, собравшись с силами в свою очередь изгнал его, однако затем сам был изгнан Девлет-Берди, который после трехдневного царствования, был вынужден уступить престол Бараку. Последний затем погиб в борьбе с моим господином Мухаммедом, снова овладевшим престолом. Мой господин Чакра, который хотел низвергнуть Мухаммеда, сам погиб в борьбе с ним. [10].

Обычно историки не обращают внимание на данный отрывок из того же сочинения: Земли, через которые я возвратился. После упомянутого мною выше поражения Чакры, я попал к господину по имени Маншук, который был советником Чакры. Изгнанный, он пробрался в город Каффу, населенный христианами. Это — весьма многолюдный город, в котором обитают последователи шести различных вероисповеданий. После пятимесячного пребывания в этом городе Маншук переправился через рукав Черного моря и прибыл в землю Черкесов. Он оставался там только шесть месяцев, потому что татарский король, узнав о его пребывании там, велел объявить тамошнему владетелю, что он-де был бы весьма доволен, если бы владетель не позволял Маншуку оставаться в своей земле. Тогда Маншук перебрался в Мингрелию вместе с нами и там пятеро из нас, христиан, сговорились, чтобы каждый из нас во что бы то ни стало возвратился на свою родину. [11].

Именно этот отрывок позволяет провести источниковедческий анализ сообщений Шильтбергера и выявить, что большинство его сообщений про Чекре в принципе имеют огромную достоверность, но ниже следующую фразу стоит воспринимать по другому. "Свергнутый Бараком Мухаммед, собравшись с силами в свою очередь изгнал его, однако затем сам был изгнан Девлет-Берди, который после трехдневного царствования, был вынужден уступить престол Бараку. Последний затем погиб в борьбе с моим господином Мухаммедом, снова овладевшим престолом. Мой господин Чакра, который хотел низвергнуть Мухаммада, сам погиб в борьбе с ним".

Если в сообщениях о Чекре Иоганн Шильтбергер сам непосредственно принимал участие, то уже после этого он находился далеко от арены борьбы (Крым, Черкессия, Мингрелия) и его сообщения стоит воспринимать через данную призму. Если воспринимать данное сообщение как истину, то получиться что Мухаммед, боровшийся с Чекре в 1415-16 годах, позже боролся с Бараком в 1420-х годах. На данную роль не подходит не Хаджи-Мухаммед, который стал ханом после смерти Едиге, ни Улуг-Мухаммед, чей отец был одним из участников убийства Едиге и сторонником Кадырберди в его битве с Едиге. Раньше мы считали, что данный отрывок из Иоганна Шильбергера (вместе с косвенной трактовкой того что Берке-хан у Эль Айни являлся Чекре-ханом) относится к 1420-ому году, "после смерти Едиге Чекре стал бороться за ханский престол, погибнув от руки Хаджи-Мухаммеда" [12]. Маслюженко Д.Н. подверг данный тезис справедливой критике [13], с которой можно согласиться в силу источниковедческой критики известий Иоганна Шильтбергера. Поэтому ниже мы остановимся на анализе сообщения Шильтбергера: 

Сейчас мы считаем, что Иоганн Шильбергер после изгнания Чекре попал в плен к Мухаммеду, которого он называл моим господином. Мухаммед мог в действительности быть одним из сыновей Токтамыша (мусульманское имя одно из его сыновей, у которых были в основном тюркские имена). Так как сообщение Шильтбергера (в котором генеалогия Мухаммеда не указана) подтверждается данными Натанзи, в котором Мухаммед назван сыном Токтамыша. Иоганн Шильтбергер провел на службе Мухаммеда совсем короткое время, бежав от него к Маншуку, и уже потом (в Каффе, у черкесов или в Мингрелии) через большое количество лет, услышав сведения о том, что хан Мухаммед боролся с Бараком, отождествил его с тем ханом Мухаммедом, к которому он попал в плен, так как имена ханов совпадали. Также скептически стоит относится к известию о том, что Барак был убит Мухаммедом, господином Иоганна Шильтбергера. Мухаммед, который боролся с Бараком, это два хана: первый Хаджи-Мухаммед, который был убит Бараком (возможно в 1423 году, когда Барак захватил "орду Мухаммед-хана" [14]) и второй Улуг-Мухаммед, который изгнал Барака и Мансура около 1426 года с Поволжья и был автором письма турецкому султану Мураду II [15].

Кроме того мы здесь хотели указать также на изменение своей точки зрения по вопросу противника Барака в битве с Гази и Наурузом. Ускенбай К.З. считает, что сообщение у Самарканди о том, что Султан-Махмуд, победил Барака, было всего лишь дезинформацией, либо самого Султан-Махмуда, либо Улугбека [16]. Мы не согласны с данной точкой зрения, так как никаких причин для дезинформации не было. Такая дезинформация не несла никаких политических дивидендов. Здесь стоит отметить, что Султан-Махмуд у Самарканди упоминается выше как сын Едиге от сестры Джалал ад-Дина [17], мы вполне можем предположить, что Султан-Махмуд, боровшийся с Бараком был сыном Едиге и вместе с братьями Кази и Наурузом боролся против убийцы брата. Также можно отчасти согласиться с тезисом Ускенбая К.З. что данные Абдал Гаффара Кирими вполне достойны доверия как источник [18], но в то же время мы не согласны, с тезисом Ускенбая К.З., что ханом у Кази и Науруза был Улуг-Мухаммед. Мы считаем, что против Барака братья Кази, Науруз и Султан-Махмуд выдвинули Кичи Мухаммеда (согласно Абдал Гаффару Кирими), который к тому времени еще не достиг совершеннолетия и был удобным ханом для братьев и вполне мог быть сыном Тимур-хана, от дочери Едиге [19]. То есть вполне возможно Кази, Науруз и Султан-Махмуд были братьями матери Кичи Мухаммеда.

Подводя итоги статьи, мы можем смело утверждать, что Чекре был назначен ханом с помощью Едиге и был изгнан Мухаммедом, который предположительно являлся сыном Токтамыша (мусульманское имя одного из его сыновей). Данный Мухаммед правил не долго и его не стоит отождествлять с Хаджи-Мухаммедом, в чем мы солидарны с Ускенбаем К.З. [20] и Маслюженко Д.Н. [21]. Сам Чекре после поражения скитался и, скорее всего, был убит или умер сам. Едиге на его место назначил Дервиш-хана, двоюродного племянник Чекре, чья дочь еще во времена пребывания Чекре и его родственников (куда входил и Дервиш) у Тимуридов, вышла замуж за Улугбека.

В конце статьи хотелось бы выдвинуть версию о том, кем был Мухаммед, сын Токтамыша, то есть с кем его можно отождествить из списка сыновей Токтамыша, который мы имеем в Нусрат-наме и Муизз ал Ансаб. Для этого стоит упомянуть сведения ал-Джаннаби: (данная часть ему сообщена Мухаммедом ат-Ташкенди) после смерти Кадырберди сановники государства поставили (возвели на престол) одного из сыновей Токтамышхана по имени Кучук-Мухаммед, бывшего тогда еще отроком, чтобы не прервать связи порядка (престолонаследия) их, сразились с Идику, одержали над ним победу и умертвили его (как известно Едиге погибв битве с Кадырберди). Этот Кучук Мухаммед был отец хаканов Крымской земли. Но жители Дешта (другие информаторы) не согласны с этим, а говорят, что после Токтамыша Великого был Токтамыш Малый, что потом правил Улу-Мухаммед, а за ним Кучук Мухаммед [22]. По нашему мнению тут говориться об одном и том же сыне Тохтамыша, а именно о Кучике (Кучук) [23], чье имя можно перевести как малый, младший. По нашему мнению его мусульманским именем было Мухаммед и когда ат-Ташкенди пишет о Кучук-Мухаммеде, он пишет о Кучуке, которого звали также Мухаммед, а жители Дешта когда говорят о Кучук-Мухаммеде, подразумевали младшего (или маленького) Мухаммеда, который царствовал за Улуг-Мухаммедом (старшим или большим Мухаммедом), в то же время у них Кучук известен как Токтамыш Малый (возможно Кучук Токтамыш), сын Токтамыша Великого.

Литература:

1. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 264-265.

2. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 289.

3. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 350.

4. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 399-400.

5. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 405.

6. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 437.

7. Сабитов Ж.М. Таварихи Гузидайи Нусрат-нама как источник по генеалогии джучидов//Золотоордынская Цивилизация. Выпуск 2. Казань. 2009. С. 109.

8. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 371-372.

9. Сафаргалиев М.Г. "Распад Золотой Орды". Саранск. Мордовское книжное издательство. 1960. C. 192

10. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку. ЭЛМ. 1984. C. 33-36.

11. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку. ЭЛМ. 1984. C. 67.

12. Сабитов Ж.М. Тарихи Абулхаир-хани как источник по истории ханства Абулхаир-хана// Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2009. №2. С.168.

13. Маслюженко Д.Н. "Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века"//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 96-97.

14. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 374.

15. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. "Казахстан: летопись трех тысячелетий". Алматы. 1992. С. 207.

16. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 25.

17. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 368-369.

18. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 25.

19. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 263.

20. Ускенбай К.З. Арало-Каспий в первой трети 15 века: упадок Ак-Орды и начало возвышения мангытов// Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Часть II. Актобе, 2006. С. 24.

21. Маслюженко Д.Н. "Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад или улус Шибана в первой четверти 15 века"//Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство: Астраханский университет  2011. С. 96-97.

22. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 384.

23. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. С. 435.

23 мая 2011      Опубликовал: admin      Просмотров: 2626      

Другие статьи из этой рубрики

М.В. Шиловский. К вопросу открытия Каракорума

Летом 1889 г. в истории исследования Центральной Азии произошло важное событие, вызвавшее сенсацию во многих центрах изучения этой тогда глухой части самого большого континента земного шара. Небольшой по составу (пять человек) экспедицией, организованной Восточно-Сибирским отделом (Иркутск) Русского географического общества и возглавляемой известным ученым, публицистом и общественным деятелем Н.М.Ядринцевым были обнаружены развалины столицы государства Чингизидов Каракорума (Хара-Хорина, что значит в переводе с монгольского "черная ограда").

Заур Гасанов. Шаманистические обряды и атрибуты в археологии Украины, Венгрии и Азербайджана в период поздней бронзы и раннего железа (мировоззрение киммерийцев)

В письменных источниках нет информации о мировоззрении и верованиях киммерийцев. Исходя из этого, надежным источником определения киммерийской системы верований и обрядов надо считать археологические данные. Наряду с этим, для определения мировоззрения киммерийского этноса и их обрядов могут быть привлечены и материалы скифских обрядов и верований, поскольку, по мнению исследователей, киммерийцы и скифы, скорее всего, соответствовали друг другу в образе жизни, языке и мировоззрении.

В.Д. Кубарев. Искусство древних кочевников Центральной Азии в петроглифах Алтая

В ряду древних культур скифского облика, распространенных в Центральной Азии, пазырыкская культура занимает особое место. Один из компонентов скифской триады – "звериный стиль" представлен в ней наиболее полно и ярко. Уникальные погребальные сооружения в урочище Пазырык, заполненные древним льдом, открыли миру все многообразие искусства древних кочевников. Оригинальность различных изображений животных, найденных в курганах Алтая, позволяет говорить об "алтайском зверином стиле". Видный исследователь алтайских древностей М.П.Грязнов считал, что "в процессе формирования культуры и искусства скифо-сибирского типа вклад саяно-алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов".
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов