1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



© И.И. Бутанаева, В.Я. Бутанаев

Актуальные проблемы истории тюрков Саяно-Алтая

Печатается с сайта "Источники и исследования по истории и культуре Центральной Азии".


Саяно-Алтайский регион охватывает обширную территорию Южной Сибири от Восточных Саян у Хубсугула и Байкала до верховьев Иртыша в Китае. Он представляет особую историко-культурную область Центрально-Азиатского очага кочевой цивилизации.

Нахождение географического центра Азии в Туве закономерно ставит под сомнение принадлежность Саяно-Алтая к Сибири, ибо по данным восточных письменных источников, страна Ибир-Сибир находилась к северу от енисейских кыргызов и к востоку от башкир[1]. Вероятно, Саяно-Алтай больше соотносится с понятием Азиатского Востока чем Сибири и поэтому тюрков Саяно-Алтая вряд ли можно называть сибирянами. До сих пор об этом не ставился вопрос. И все таки противоречия существовали. Например, в книгу "Пословицы и поговорки народов Востока"[2] - включены тувинцы, но хакасы и алтайцы отсутствуют, несмотря на общие фольклорные традиции и историческую судьбу.

Кроме того, Верхний Енисей, на наш взгляд, не соответствует понятию Енисея, ибо он уступает по величине Ангаре. Это совсем другая река, известная с древнейших времен как "Кем". Русские землепроходцы XVII в. познали местную географию от коренных жителей и также поначалу окрестили ее "Кемой". Только после слияния р. Кем с более полноводной Ангарой река приобретает название Енисей или по-хакасски "Чензей"[3]. Подобные проблемы возникают не только у географов, но и в нашей отечественной исторической науке.

Народы Саяно-Алтайского региона, начиная с гуннской эпохи и кончая Российским временем часто оказывались в водовороте различных этнополитических баталий за право господства в Азии.

Некоторые кочевые государства порой достигали великого могущества, как, например Кыргызский каганат. В кыргызскую эпоху началось формирование древних этносов Саяно-Алтая. Вполне вероятно, что к этому времени относятся образования родоплеменных  обществ - мундуз, телес, буга, чилдег (желденг), сагай (сайак), ажыг (азык), монгуш, эштек и др., встречающиеся в этническом составе как тюрков Саяно-Алтая, так у кыргызов Тянь-Шаня.

Выделение из Саяно-Алтайского региона Хакасско-Минусинского края с так называемым Древнехакасским государством, где, якобы, находился восточный оплот переднеазиатского очага оседлой цивилизации, как пытается это сделать профессор Л. Кызласов [4], представляет собой мифологизацию исторического прошлого долины Среднего Енисея. Тюркские народы, проживающие в области на протяжении двух тысячелетий, выработали общие доминанты скотоводческой культуры, где не нашлось места для многочисленных городов и цветущих садов.

До сих пор в Хакасии гуляет миф о древних хакасах, подогреваемый Л.Р. и Р.Л. Кызласовыми, где кыргызам отводится роль немногочисленного княжеского рода. Согласно их концепции, отвергнутой ныне профессиональными специалистами, тянь-шаньские кыргызы не имеют ни исторических связей с Кемом (Енисеем), ни своего доблестного прошлого.

В ХIII в. после завоевания Чингис-ханом территории Саяно-Алтая предки хакасов, кыргызов, тувинцев и алтайцев оказались в составе монгольской мировой державы. В это время, в результате политики монгольских ханов, среди тюркоязычных племен долины Верхнего Енисея оседают монгольские этнографические группы - кереиты, туматы, ордуты, меркиты, а также туркестанские сартагулы (сартах) и хотоны. Затем, в результате развала монгольской империи начался процесс формирования современных тюркоязычных этносов, с легким привкусом монгольских элементов.

Для создания антимонгольской военно-политической силы тюрки Саяно-Алтая объединились с ойратами, оказавшимися на обочине монгольского сладострастия, правители которых не получили легитимную власть, ибо не относились к чингисидам.. В 1393 г. в верховьях Кема выделяется коалиция четырех группировок под эгидой ойратов, получивших название четырех ойратов - дурбен ойрат, куда вошли -олеты, батуты, хойты и кэргуты[5]. Под именем "кергут" надо понимать енисейских кыргызов, а под словом "хойт", несоменно, сойотов или  по тюркски "соянов", т.е. тувинцев, ибо в некоторых тюрко-монгольских языках имя сояны, передаются формы "хойан" или "хойот" (например, в бурятском языке).

Предводитель федерации "Дурбен ойрат" по имени Угэчи-кашка в 1299 г. решил изменить политический статус области "тумен-кыргызов" и учредить новое официальное название для своего владения. Видимо, во время его правления кыргызские племенные группы и их киштымы были объединены в единое этнополитическое образование "Хонгорай", получившее свое наименование по географическому признаку. Как считает тюрколог Б.Т. Татаринцев словом "хонгорай" обозначались горно-степные просторы долины Среднего Енисея (Кема) [6].

Таким образом, в эпоху позднего средневековья, потомки населения бывшего Кыргызского государства и  другие различные по происхождению, но единые по совместному проживанию, группы объединились в единый этнос под знаменем "Хонгорай". Среди новорожденного хонгорского этноса ведущую роль заняли кыргызские роды. В хакасском языке (а хакасы, как мы попытаемся доказать, являются потомками хонгорцев) в результате стяжения гласных и выпадения сонорных согласных, данное историческое название стало звучать как "Хоорай". Оно широко употреблялось в героическом эпосе, шаманских молитвах и исторических преданиях.

Язык бесписьменных народов, и хакасский в том числе, служит важным историческим источником и порой является единственным живым свидетелем прошлого.

Согласно мнения тюрколога Э. Тенишева язык енисейских кыргызов "исчез вместе с этносом с арены истории"[7]. Он неудачно попытался реконструировать древнекыргызский язык на основе данных языка кыргызов провинции Фуюй в Китае, слепо поверив в домыслы Л. Кызласова о том, что те, якобы, относятся к переселенцам XIII в. в Маньчжурию из "Древнехакасского государства"[8]. На самом деле, как выяснили исследователи фуюйские кыргызы являются осколками енисейских кыргызов, переселенных сначала в Джунгарию в 1703 г., а затем в 1757 г. в Маньчжурию. Родовой состав подтверждает их родство с современными хакасами. Среди фуюйских кыргызов присутствуют роды табан, ичеге, бельтир, ортыр или кыргыз, хапхын[9]. Точно такие же имеются у сагайцев и бельтыров. Наличие среди фуюйских кыргызов сеока "бельтир" отвергает стереотипное представление, возникшее со времен Н. Ф. Катанова о тувинском происхождении этой группы у хакасов. Бельтыры были частью этноса хоорай!

Благодаря записям проф. Ху Чженхуа, мы получили возможность познакомиться с языком фуюйских кыргызов[10]. Лексические показатели их языка полностью идентичны особенностям словарного состава хакасского языка.

1. Только для хакасского языка характерен признак "з" в середине и конце слов, там где в древнетюркском наблюдается "д", а в новых тюркских - "й" - признаки.

Например:

а) (в середине)

хак.

фуюй.

тув.

кырг.

рус.

азах

азах 

адак

айак

ноги

асхыр

ахсыр

аксыр

айгыр

жеребец

изер

езер

езер

ейер

седло

поз!к

буз!к

бедик

бойик 

высокий

хозан

гозан

кодан

койон

заяц

узу

узу

уду

укта

спать

хузурух

гузурук

кудрук

куйрук

 хвост

               
       
    
   

 

 

 

б) в конце
       

хус-

коз-

кут-

кой-

положить

кис-

 (киз-)

кет-

кий-

одеть

пос-

бос-

вот-

бой- 

рост, тело

тос- 

доз-

тот-

той-

насыщаться

   
2. Только для хакасского языка характерен  начальный сонант "н" вместо "йотированных" согласных в древнетюркском языке.

Например:

 
хак. фуюй. тув. кырг. рус.
нан- нан- чан- кайт- возвращать
наа наа чаа жаны новый
наах наах чаах жаак щека
нагыс, чалгыс нагас чангыс жалгыз одинокий
нанмыр намыр чаашкын жамгыр дождь
нымырха номутха чуурга жумуртха яйцо
н!ске н!шке чинге ичке тонкий
ниик (ниигезек) низгик чиик женгил легкий
   
Начальный "н" - , как считает Э. Тенишев, является достоянием енисейско-кыргызского языка[11].

3. Только в хакасском языке числительное двадцать передается формой "чиб!рг!". Именно такая же форма встречается у фуюйских кыргызов - "dzibir". (В тув. "чеерби", алт. "jирме"). Таким образом, перестановка звуков, т.е. метатеза произошла в период позднего средневековья и характерна для языка населения Среднего Енисея.

4. Только в языке фуюйских кыргызов имеются слова встречающиеся в хакасском языке. Например, свинья - "дырдык", в хакасском "тирдек"; висок "чухчу" - в хакасском - "чыхчо"; "жир" -"ус"; дом - "иб"; в хакасском языке "иб"; замок - "тургул" в хакасском - "толгор" и т.д.

5. Согласно мифологическим представлениям ветрянка называется "к!ч!г аалчы" - малыми гостями - у фуюйских кыргызов - "qichih alchi". Оспа называется "улуг аалчы" - великие гости - у фуюйских кыргызов - "uluh alchi". Эти названия связаны с особенностями хакасской мифологии. Хозяева этих болезней в виде незримых гостей приходят к нам из мифической страны "Пестрых коней".

6. У хакасов и фуюйских кыргыхов полностью совпадает древняя номенклатура родства. Например:
"!че" -!dze - мать; пиче - bidze - сестра; хыс тунма - qsys domo - мл. сестра; абыга - авиуа (абуга) - дядя; кой! - qojy - тетя, жена дяди по матери; нигеч! -nyqhdy - ст. невестка; ачы оол - асhy ooл - двоюродный брат; ачы хыс - асhy qys - двоюродная сестра; апчах - арshyh - старик; таа - туган - daa - близкий родственник и т.д.

Только в языке хакасов и фуюйских кыргызов сохраняются общие оригинальные географические обозначения для стран света, возникшие из традиционного расположения юрты. Т.К. двери хакасской юрты всегда были направлены на восход солнца, то термином "!лгер" - букв. вперед обозначается восток, а словом "кидер" - букв. назад - запад. У фуюйских кыргызов, оказавшихся среди монгольских племен, двери повернуты на юг. Отсюда словом "!лгер" обозначается юг, а термином "кидер" - север.

Традиционной главой дома слыл мужчина, который потчевал на своей кровати, повернувшись головой к южной части юрты (пас частых). От верхней части тела мужчины, спящего на кровати, происходит слово "юг" - "устунзарых" - букв. верхняя сторона. Нижняя часть мужчины в таком случае традиционно находилась на северной стороне юрты. Отсюда идет обозначение севера - "алтынзарых" - букв. нижняя сторона. Надо заметить, что супруги спали на супружеском ложе валетом, но нижняя часть женщины не повлияла на обозначение юга, все равно вверх взял мужчина.

У фуюйских кыргызов из-за южного направления дверей юрты, слово "усар" (т.е. устунзарых) приобрело значение запад, а "асар" (т.е. алтынзарых) - восток.

7. Внимательно изучая состав лексики, можно даже установить, что фуюйские кыргызы не только по этническому составу, но и по своему говору относятся к сагайскому диалекту. Например: "сарын" - песня; "алдыг" - широкий, просторный, хапчыгай - быстро, ахсыр - жеребец и т.д.

Итак, исходя их краткого сравнительно - исторического анализа языка фуюйских кыргызов и хакасов можно сделать заключение, об единстве их языков, который восходит к языку енисейских кыргызов. В таком случае можно считать современных хакасов за потомков этноса, сформировавшегося в эпоху позднего средневековья в долине Среднего Енисея (Кема).

Наряду с хонгорским этносом в XV-XVII вв. складываются основы других современных этносов Саяно-Алтая - сояны и  теленгиты.

После разгрома Джунгарии в середине XVIII в. и раздела Саяно-Алтая между Россией и Китаем по разному сложилась судьба коренных народов. Многие не смогли выйти из критического состояния. К числу последних надо отнести и енисейских кыргызов. В 1703 г. почти все население Хакасско-Минусинского края было переселено в район ставки Джунгарского хана. После этих событий немногочисленные потомки енисейских кыргызов не смогли более оправиться от сокрушающего удара судьбы. Несмотря на феномен консолидации оставшихся (и частично вернувшихся), хонгорский этнос оказался разрушенным. До критического предела сократилась численность населения, разбитого сибирской администрацией на различные "землицы". Былая социальная структура общества ликвидируется, "немирное" сословие было замирено. Даже историческое самоназвание енисейских кыргызов "хонгорай" сменил экзоэтноним "тадар", т.е. татары. Произошла трансформация самосознания этноса, сложение которого завершилось в XVIII-Х1Х вв., уже в составе Российского государства и, получившего название минусинских татар. После октябрьской революции при национальном районировании Сибири, когда в ходу были политические лозунги возврата "истинных" имен, коренным жителям Хакасии в 1923 г. одели "искусственную маску", под которой он ныне и известен.

С этих пор о потомках "хонгорцев" в российской этнографии сложилось превратное мнение для которых, якобы, главную роль сыграло "этносозидающая" деятельность Советской эпохи. Появилась установка - этноним искусственный и значит народ искусственный!

В работах некоторых сибиреведов нет хакасского этноса. Вместо него представлены различные народы Минусинской котловины - качинцы, сагайцы, кызыльцы, койбалы и, даже бельтыры.

Не обращается внимание на глас самого народа и исторической памяти о "хоорайской" общности. Если у бывших белых калмаков и урянхайцев этнонимы "алтай-кижи" и "тува" зародились в эндогенной среде, то у хакасов, также как, и у калмыков - в экзогенной, под влиянием Российского государства. Неудачный эксперимент с псевдоэтнонимом "хакас" слишком затянулся. Считаю, что настало время бить в набат, призывающий открыть глаза ученых на историческое прошлое тюрков Саяно-Алтая, где на территории Хакасии должно взвиться историческое имя "Хонгорай".

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Рашид-ад-дин Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т.1. С.150
2. Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961
3. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. Абакан, 1995. С.44, 201
4. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск, 1992. С.83
5. Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955. С.180
6. Татаринцев Б.И. От редактора // Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. С.7
7. Тенишев Э. Древнекыргызский язык. Бишкек, 1997. С.4
8. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984. С.98
9. Скобелев С.Г. Чжан Тайсян, Шомалаев А.А. Роды фуюйских кыргызов. // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Абакан, 1998. С.76-79
10. Ху Чжен хуа. Бытовые слова фуюйских кыргызов (рукопись, подаренная нам автором).
11. Тенишев Э. Указ. соч. С.19

 

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 2607      

Другие статьи из этой рубрики

Либретто балета "Алып и пэри Ай-сулу"

Уважаемые читатели! В качестве эксперимента мы представляем вашему вниманию либретто к балету "Алып и пэри Ай-сулу", написанное одним из пользователей нашего сайта. Мы надеемся что художественное произведение немного разбавит наши сугубо исторические статьи и сследования.

Батыров У.Ф., Собянин А.Д. Неизвестная история очень известного народа

Речь пойдёт об одном из крупнейших народов Евразии – булгарах (волжских татарах). От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары потеряли древнеболгарский язык (тюркский) и заговорили на славянском – современном болгарском языке. На Волге и Урале они сохранили язык, но потеряли свое название.

С.Г.Кляшторный. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха)

Едва ли не главный наш источник, освещающий историю народов Центральной Азии в предмонгольское и монгольское время, — труд Рашид ад-дина "Джами' ат-таварих". Основное место там, естественно, занимает история создателей Монгольской империи, но отдельными пятнами, более или менее яркими, высвечиваются иные времена и иные племена. Вот сведения о татарах, тех татарах, племена которых, по версии "Сокровенного сказания", полностью истребил Чингис: "Их имя издревле было известно в мире. От них отделились и многочисленные ветви... Места их кочевий, стоянок и юртов были определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Китая. Их же основное обитание (юрт) есть местность, называемая Буир-Наур. Они также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы".
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов