Статьи
 

"Жизнеописание Цзинь Миди".

Отрывок из сочинения "Ханьшу". Цзюань 68. Авторский перевод Игоря Сабирова.

"Цзинь Миди, дворцовое имя которого было Вэншу, сначала был наследником сюннуского правителя Сюту. Во время годов под девизом правления Юаньшоу (122-118) командующий легкой кавалерией Хо Цюйбин атаковал территорию правого крыла сюнну, отрубив множество голов хусцев и захватив статую золотого человека, посвященного Небу, который почитался правителем Сюту. В это лето (121) командующий легкой кавалерией еще раз выступил от Цзюйяня и напал на район гор Цилянь, захватив и убив множество врагов.

Тогда шаньюй расердился на живших в Западном крае правителей Хунье и Сюту из-за того, что они позволили дому Хань нанести таки потери, и пригласил обоих правителей, намереваясь предать их смерти. Ужаснувшись такой участи правители задумали сдаться Хань. Позже правитель Сюту пожалел о таком решении, но правитель Хунье убил его и сдался, объединив обе армии.

Поскольку отец Цзинь Миди не сдался, но был убит, то сам [Миди], его мать, бывшая наложницей покойного правителя, и его младший брат Лунь стали казенными рабами. Цзинь Миди был назначен конюшим у Желтых Ворот. В то время ему было 14 лет.

Прошло много времени и вот однажды Сын Неба решил дать званый обед и осмотреть лошадей. Около него находились многочисленные наложницы государя. Цзинь Миди и другие конюшие, всего тридцать или сорок человек, проводили коней мимо павильона, где находился император. Ни один из конюших не смог удержаться от того, чтобы украдкой не бросить взгляд на женщин, и только один Миди не осмелился поднять взгляд, когда он проводил осмотр. Он был высокого роста, в чертах лица и манерах был строг. Вдобавок кони его были ухожены и лоснились. Впечатленный государь спросил о его происхождении и [Миди] изложил весь рассказ. Решив, что перед ним человек необыкновенного достоинства, император приказал ему принять омовение, надеть парадный халат и головной убор, назначив его надсмотрщиком над лошадьми. Со временем он возвысился до телохранителя внутренних покоев, командующего императорской конницей и советника хранителя дворцовых врат.

После того, как Миди стал любимцем императора, он никогда не был замечен в небрежении или проступке. Государь любил и очень доверял ему. Несколько раз он жаловал [Миди подарками на сумму] тысяча слитков золота. Вне дворца он следовал рядом с императором, во дворце он постоянно находился в присутствии. Множество родственников государя и высших сановников тайно негодовали, говоря:"Сын Неба по стечению обстоятельств нашел хусского мальчишку и одаривает его уважением и почетом". Услышав их высказывания, государь стал относится к Цзинь Миди с еще большим великодушием.

Мать Цзинь Миди воспитала обоих сыновей с особым тщанием, так что их поведение было безупречным. Когда государю сказали об этом, он выразил ей свое восхищение, и когда она почила от болезни, [Сын Неба] приказал написать ее портрет с надписью "Супруга правителя Сюту" для дворца Сладких Источников. Когда бы Цзинь Миди не проходил мимо этого портрета, он всегда обращался к нему лицом, склонялся до земли и проливал слезы перед тем как продолжать свой путь.

Сыновья Цзинь Миди пользовались большим расположением государя, который играл с ними и постоянно держал подле себя. Однажды один из мальчиков сзади схватил императора за шею. Цзинь Миди, стоявший перед государем, увидел это и свирепо посмотрел [на сына]. Тогда мальчик побежал прочь с криком : "Отец рассердился на меня!" Император упрекнул Миди со словами : "Как это ты рассердился на моего мальчика?" Тем не менее, позже, когда мальчик возмужал, он вел себя очень неблагоразумно и часто выход в дворцовые сады развлекаться с наложницами императора. Цзинь Миди как-то застал его [за таким занятием] и, возмущенный его распущенностью и непокорством, предал его смерти. Это был старший сын Миди.

Когда император прознал об этом, то был в ярости, но Миди склонив голову принес свои извинения и объяснил почему он убил мальчика. В глубокой скорби государь плакал об умершем мальчике, однако в душе он выказывал уважение Миди.

Командир лучников-телохранителей внутренних покоев Ма Холо был изначально очень дружен с Цзян Чуном. Позднее Цян Чун донес о падении наследника престола Ли, сына императора У от императрицы Вэй и Ма Тун, младший брат Ма Холо, был жалован титулом хоу в знак своего участия в борьбе против наследника и его свиты. Со временем государь понял, что наследник пал жертвой несправедливости и казнил всю семью и зависимых Цзян Чуна. Ма Холо и его брат, опасаясь, что они также окажутся замешанными [в деле об измене], тайно задумали заговор. Цзинь Миди видел, что замышляется что-то необычное, втайне следил за их поступками и сопровождал их, когда бы они не были во дворце. В свою очередь Холо и его брат понимали, что Цзинь Миди следит за ними и были не в состоянии осуществить свой замысел.

В это время государь находился во дворце Леса, Сияющего [Осенними Красками], у Сладких Источников. Цзинь Миди чувствовал легкое недомогание и спал в небольшой комнате рядом с опочивальней императора. Ма Холо, его брат Тун и их младший брат Аньчэн подделали приказ, разрешающий им покидать дворец ночью [Затем они] заманили и убили одного из посланцев императора и использовали его полномочия для созыва войск. На рассвете следующего дня, еще до того как проснулся государь, Холо ухитрился вернуться во дворец. Цзинь Миди проснулся и отправился на омовение, когда внезапно почувствовал беспокойство. Он вошел в опочивальню государя и сел около входа во внутреннюю спальню. Вскоре с восточной веранды прокрался Холо. В его рукаве был спрятан короткий меч. Увидев Миди, он побледнел и бросился ко входу в спальню в надежде достичь императора, но споткнулся о большую цитру со множеством урашений и упал. Миди охватил его руками, крича охране : "Ма Холо взбунтовался!" В изумлении император вскочил с постели. Его телохранители вытащили мечи, чтобы поразить Холо. Государь же, боясь, что они могут поранить Миди, приказал им не двигаться. Миди схватил Холо за горло и вытащил его из опочивальни. [Ма Холо] был схвачен и связан. На допросе Холо и другие признали свою вину. В результате Миди стал известен своей преданностью и верностью.

Цзинь Миди служил императору больше тридцати лет, но и взглядом не усомнился в его власти. Сын Неба даровал ему одну из своих супруг, чей срок ожидания уже закончился, но [Миди] не дерзнул вступить с ней в близость. Государь хотел, чтобы дочь [Миди] вошла во дворец, но тот не согласился. Из этих примеров видно как предан и осмотрителен [был Миди]. Государь считал его по настоящему редким и необычным человеком.

Когда император почувстовал приближение недуга, он повелел Хо Гуану помогать его юному наследнику. Хо Гуан отказался в пользу Цзинь Миди. Миди сказал : "Я [из народа] Ху. Более того, если я возьмусь за это, то сюнну будут смотреть на дом Хань свысока." И тогда он стал помогать Хо Гуану. Хо Гуан выдал свою дочь за Цзинь Шаня, сына и наследника Миди.

Еще раньше император Уди оставил завещение, даровав Цзинь Миди наследственный титул Дусского хоу за заслуги по задержанию Ма Холо. Но поскольку император Чжаоди был еще мальчиком, Миди отказался принять титул. После годичной работы в делах управления государством он почувстовал болезнь и изнеможение. Главнокомандующий Хо Гуан попросил императора даровать [Миди] титул и тот получил печать и шнур для печати находясь в постели. На следующий день он опочил. Государь предоставил необходимое для похорон и землю для могилы. Его тело сопровождали боевые колесницы, вооруженные солдаты были выстроены в боевые порядки вдоль дороги к холму Моулин. [где он был похоронен]. Ему был пожалован посмертный титул Цзинхоу – Почтительный князь.

Двое сыновей Цзинь Миди, Шан и Цянь, стали чиновниками внутренних покоев. Они были примерно такого же возраста, как и император Чжаоди, и всегда были вместе [с императором], во сне или в бодрствовании. Цзинь Шан был назначен командующим выездом императора, а Цзинь Цянь стал главным конюшим. Позже Цзинь Шан наследовал титул хоу своего отца и таки образом стал носить два шнура [обозначающих аристократический ранг] на поясе.

Государь спросил главнокомандующего Хо Гуана : "Братья Цзинь ведь не должны носить два шнура [вопреки всем сложившимся традициям]?" Хо Гуан отвечал : "Шан наследовал своему отцу, вот и все." Император сказал со смехом: " Но ведь это и Вы решаем, кто будет хоу, разве не так?" Хо Гуан отвечал : "По установлениям Вашего отца, покойного императора, только тот, кто достоин может быть жалован титулом." В то время император Чжао и братья Цзинь были мальчишками по восьми или девяти лет.

Когда император Сюаньди взошел на трон, он назначил Цзинь Шана командующим колесницами. Во время, когда обнаружились признаки заговора семьи Хо против правящего дома, Цзинь Шан представил послание, в котором отказался от своей супруги [из клана Хо]. В конце концов государь испытал к нему сожаление и он один был пощажен, когда вся семья Хо была подвергнут пыткам и казнена.

Во время правления императора Юаньди [Шан] был произведен в чиновники дворцовых врат. Он умер не оставив сына и его наследное владение было возвращено в казну. Во время эры правления под девизом Юаньши, когда наследные владения были возвращены [семьям, которые их ранее потеряли], внук Цзинь Цяня Цзинь Дан был жалован титулом Дусского хоу для продолжения семейной линии Цзинь Миди.

Ранее младший брат Цзинь Миди, Лунь, дворцовое имя которого было Шаоцин, сдавшийся дому Хань в то же время, что и Миди, был чиновником Желтых врат. Он умер рано. Сыновья Цзинь Миди достигли высоких постов, но следущее поколение утеряло счастливую судьбу. Напротив, наследники Цзинь Луня со временем приобрели отличие и влияние. Его сын Цзин Аньшан был первым, кто достиг возвышения и получил титул хоу.

[Далее следует список должностей Цзин Аньшана и его сыновей, а также евлогия Хо Гуану, которые здесь для нас не важны]

Цзинь Миди был хусцем, отпрыском побежденного народа, который пришел к дому Хань как пленник в колодках. Однако его преданность долгу и уважительное поведение завоевали расположение государя, его верность и надежность сделались очевидны всем. Его славные дела записаны среди звезд и его наследное владение передавалось потомкам, которые были известны Поднебесной своей верностью и сыновним расположением. В течение семи поколений они служили императорскому дому. Как прекрасно это достижение!

Отец Цзинь Миди правитель Сюту сделал из золота скульптуру человека и использовал ее для поклонения Небесному Владетелю. По этой причине, когда Миди пришел к ханьскому двору, ему дали фамильный знак Цзинь, [что значит золото]".

31 октября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 1664      

Другие статьи из этой рубрики

Н.Н. Мингулов. Национально-освободительное движение народов Синьцзяна как составная часть общекитайской резолюции (1944—1949 годы).

Вооруженное восстание против гоминдановского режима началось с выступления одной из подпольных групп, действовавших в Нилхинском уезде. Успешная вылазка этой группы послужила сигналом к вос­станию населения Нилхинского уезда. На борьбу поднялись окрестные казахи, вскоре в районе Арбун-сумуна восстали монголы, которых воз­главил бежавший из тюрьмы славный сын монгольского народа Фуча-афанди. К середине сентября 1944 г. в горах Нилхинского уезда уже действовали мелкие партизанские отряды, ядро которых составляли бед­нейшие слои кочевого населения. Руководство повстанческими силами возглавили преданные и сме­лые сыны народа: Акбар-батур, Фуча-афанди, Фатих, Гани, Тухти, Хамид и др. Вооружались партизаны чем попало и большей частью за счет тех богатых трофеев, которые они захватывали у противника. Так, только в одном бою было взято более 100 винтовок и свыше 10 тыс. патронов.

Жаксылык Сабитов. Чекре-хан и «Мухаммед-хан»

Проблема ханствования Чекре-хана никогда не становилась объектом отдельной статьи. Большинство историков не особо обращали внимание на данного хана, в следствии его статуса (он считался одним из марионеточных ханов Едиге) и краткого срока правления. Можно вполне согласиться с данными тезисами, но это не должно являться причиной того, что фигура данного хана останется в забвении даже среди профессиональных историков. К проблеме же того, кто был противником Чекре-хана было уделено достаточно внимания и этот вопрос рискует быть слишком запутан интерпретациями современных исследователей.

А.В. Соломин. Происхождение тунгусского князя Гантимура по данным ономастики.

Одним из основных вопросов этнической истории Восточного Забайкалья и истории русско-китайских отношений остаётся вопрос происхождения князя Гантимура – ключевой фигуры в региональных событиях XVII века. Во всех российских официальных документах вплоть до советского времени князь и его потомки именуются конными тунгусами, т.е. эвенками. Более того, тунгусами было названо всё подвластное Гантимуру население: эвенкийское племя нелюдов и многочисленные роды пашенных дауров Верхнего Амура
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта