Статьи
 

Ж.М. Сабитов

Ханы Ногайской Орды

Оригинальная версия:  Средневековые Тюрко-татарские государства. Выпуск 1. Казань 2009. С.138-141.

В исторической литературе тема ногайских ханов освещена слабо. Причиной этому является с одной стороны обрывочность сведений о ногайских ханах. С другой стороны, ханы Ногайской Орды не представляли из себя сильного института власти и были полностью зависимы от реальных обладателей власти ногайских правителей (потомков Едыге) и поэтому их жизнедеятельность не была столь хорошо освещена. Трепавлов В.В. писал: "Юсуф (Правитель Ногайской Орды) занимал номинальный княжеский пост верховного военачальника-беклербека при безвластном хане. Посажение марионеточных монархов, которые своей персоной освящали гегемонию ногаев в степях, практиковалось во второй половине 15 века, во время формирования Ногайской Орды, а также в середине 16 века"[1].

В этой статье мы постараемся показать свое видение проблемы и выдвинуть свою гипотезу о генеалогии ногайских ханов.

Сохранилось много обрывочных сведений о ханах Ногайской Орды.

1. Янай (Джанай) известен как марионеточный хан при Юсуфе. Трепавлов В.В. предположил, что данный хан был потомком Большеордынского хана Ахмеда.[2]

2. Ибишей, известен как марионеточный хан при Исмаиле[3]. Генеалогия не известна.

3. Послание Мусы, Ямгурчи и хана-чингизида в Москву:

Имя хана звучит как Абелек Еменек Абдельфатта. Сообщение датировано 1490 годом[4].

4. Среди ханов, управляющих ногайцами, кроме вышеперечисленных, известен Абугай-хан, выдавший дочь за Саадат-Гирея, согласно сообщению султана Сулеймана[5].

Нам точно не известны года жизни Абугая, но можно предположить, что замуж его дочь была отдана в 1523 году, когда Саадат-Гирей, вместо того, чтобы мстить убийцам брата (Мухаммед-Гирей), выслал к ним посольство с мирными предложениями к ногайцам[6]. Надо думать, этот брак был заключен именно в то время. Хотя он мог быть заключен и позже, до 1532 года, когда Саадат-гирей отрекся от престола и навсегда покинул Крым, уехав в Стамбул. Скорее всего, он уехал в Стамбул с женой, дочерью Абугай-хана, отсюда султан Сулейман и смог узнать об этом факте.

5. В 1535 году в сообщении Сеид-Ахмед-бия, правителя Ногайской Орды, о проживавших у него чингизидах указаны: потомки Тимур-Кутлуева дома, сын Ибака и казахский хан Ходжа-Мухаммед[7].

Возможно, Ходжа-Мухаммед также являлся ханом при ногайских мурзах, пришедшим из Казахского ханства, где в это время царила анархия[8].

Ни по одному их выше перечисленных ханов нет указания на их генеалогическую принадлежность.

6. Сообщение Мулакаева, о правивших в Башкирии чингизидах, с указанием целого ряда ханов, правивших до ногаев и во время существования Ногайской Орды[9].

Если Ибишея и Яная мы не можем отождествить с кем то из известных чингизидов, то насчет Абогая и Абелек Еменек Абдельфатта у нас есть свои версии:

Азметзянов М.И. в одном из шежере упоминает Абужай-хана.

Родоначальник рода был потомок шибанидов Аеры Калбак. Его сын Абужай-хан, его сын Исмаил-хан, его сын Алмалы, его сын Юрматы-би, его сын Юрми-би, его сын Гали-би, его сын Алеем Аккучкар и т.д.[10]

Также дальше там добавлено: "Аеры Калбак (отец Абужая) - 1420 еллар чамасында Тубан Идельдан Хорезм якларына кучеп киткен татар кибеллелеренен берсе булса керек"[11].

Со времени основателя рода прошло 21 колено, так что логично предположить, что этот Абужай жил около 500 лет назад, как и было написано в примечаниях к главе у Марселя Ахметзянова

Мы вполне можем предположить, что Абужай из шежере Юрматы-бия тождественен ногайскому хану Абогаю.

Насчет Абелек Еменек Абдельфатта. Его имя выглядит немного громоздким.

В исторической литературе встречается такой персонаж, точнее их было два:

Имя Абелек мы можем отождествить с Абулеком, сыном Ядигера (потомок Арабшаха), а имя Еменек мы можем отождествить с Аминеком, другим сыном Ядигера. Скорее всего, тут просто произошла ошибка и двух братьев, записали как одного человека.

Как нам известно, Ядигер сын Тимур-шейха, сына Туглу-хаджи, сына Арабшаха. "Йадгар-хан в году восемьсот шестьдесят втором[12] стараниями Буреке-султана и Муса-бия стал падишахом над большей частью узбеков и долгое время счастливо правил, [а затем] ушел из мира [тленного]"[13].

Если Фирдаус ал Икбал датирует правление Ядигера начиная с 1457-1458 годов, то автор фатх-наме (опираясь на нусрат-наме) говорит о том, что Ядигер стал ханом после смерти Абулхаира (правил в 1428-1468)[14]. Т.е. в 1469-1470 годах.

О трех сыновьях Ядигера было написано следующее:

"Буреке-султана вскоре после этого события убил Шайбани-хан, внук Абу-л-Хайр-хана. От него осталось два сына по имени Ильбарс и Бильбарс. Если будет угодно Аллаху, о них будет сказано в своем месте.

Абулек-хан, [сын Йадгар-хана], после своего отца и старшего брата был падишахом в течение шестнадцати лет. Он был очень мягким и безобидным человеком. Поэтому [при нем] среди узбеков возникли вольности и проявилась анархия.

У него был сын по имени Хасанкули. Когда наступил смертный час, он назначил своего младшего брата престолонаследником, [а сам] исполнил волю всевышнего. Фард...

Аминек-хан, сын Йадгар-хана, после [смерти] брата открыл дорогу справедливости и правосудию.

Эли Мухаммад Шайбани-хана, который овладел Мавераннахром, в период [правления] Аминек-хана перекочевали в Мавераннахр и около него ие осталась какого-либо эля, кроме людей, [непосредственно] принадлежавших [ранее] Йадгар-хану"[15].

Из этого сообщения из Фирдаус ал Икбал становиться ясным, что Ядигер и два его сына Абулек и Аминек были ханами в восточном Дешти-Кипчаке. Обычно это известие либо игнорировалось, либо не освещалось, так как по идее, оно не вписывалось в понимание того, что случилось после распада ханства Абулхаира. Считалось, что территория ханства Абулхаира была поделена между Сибирским и Казахским ханствами и Ногайской Ордой.

Автор Фатх-наме, в списке врагов Шах-Хайдар-хана (сын Абулхаира, правил в 1469-1470) называет Сибирского хана Ибака, Казахского хана Джанибека (в иерархии казахских ханов он был младшим ханом по отношению к Керею) и Буреке-султана вместе с Мусой и Ямгурчи[16].

Проследив связи ногайских мурз с династией Арабшахидов, мы считаем, что именно представители клана Арабшахидов (Ядигер и два его сына Абулек и Аминек) были первыми марионеточными ханами Ногайской Орды.

Почему же в хорезмских источниках (Абулгази, Фирдаус ал Икбал) не упомянут факт того, что данные ханы были всего лишь марионетками в руках ногайских мирз. Надо думать к моменту написания этих источников память о марионеточном царствовании данных ханов уже выветрились из памяти потомков, или же авторы специально не указывали факта, чтобы в памяти подданных не сохранились не желательные с их точки зрения факты.

В пользу версии о правлении Арабшахидов в Ногайской Орде свидетельствуют такие факты как:

1. Помощь Мусы в возведении Ядигера на ханский престол ("стараниями Буреке-султана и Муса-бия стал падишахом над большей частью узбеков") и последующая совместная борьба Буреке, Мусы и Ямгурчи против потомков Абулхаира.

2. Совместное письмо к русскому царю в 1490 Мусы, Ямгурчи и кого-то из сыновей Ядигера под именем Абелек Еменек Абдельфатта (Абулек или Аминек, возможно оба)

3. Согласно хорезмским источникам Ядигер, Абулек, Аминек были ханами в Дешти-Кипчаке. Название государства, где они правили с момента смерти Абулхаира (1468), ухода Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию (1500) и завоевания Хорезма сыновьями Буреке (1515), нам неизвестно.

О царствовании этих ханов говорят три источника:

1. Абулгази

2. Фирдаус ал Икбал

3. Фатх-наме.

Если первые относятся к группе Хорезмских источников, где правили потомки этих ханов, то третий источник не зависел от них и писался при личном участии Мухаммеда Шейбани, который в пору своей молодости служил у Йадгар-хана и Буреке-султана[17].

Если принять во внимание, что улус Абулхаира фактически был поделен между Сибирским, Казахским ханствами и Ногайской Ордой, то места для ханства Ядигера и его детей не было. Единственным ответом на это, может быть гипотеза, о том, что на самом деле Ядигер и его дети правили в Ногайской Орде.

Переселение Арабшахидов в Хорезм совершилось примерно после смерти Мухаммеда Шейбани. Фирдаус ал Икбал пишет, что:

"Ильбарс-хан, сын Буреке-султана, был истинно верующим и глубоко набожным падишахом. После Аминек-хана ханский престол украсился его персоной. В году девятьсот одиннадцатом[18] он овладел Хорезмом и возложил себе на голову корону хорезмшахов. Подробное изложение этого сообщения таково: после Султан Хусейн-мирзы Ургенч стал достоянием Шайбани-хана. Правитель кызылбашей Шах Исмаил сразился в Мерве с Шайбани-ханом и убил [его]"[19].

Известно, что Мухаммед Шейбани умер не 1505 году а гораздо позже, в 1510 году. Надо думать ошибки в Фирдаус ал Икбал вызваны тем, что устное летоисчисление по животному циклу переводилось в мусульманские годы по хиджре и получалось так, что при ошибке, сдвиг приходился на 12 лет.

То есть, например, в Фирдаус ал Икбал сказано, что Ядигер стал ханом в 1457-1458 году, а согласно Фатх-наме он стал ханом после смерти Абулхаира. Надо думать, что тут произошла ошибка в один цикл и Ядигер стал ханом не 1457-1458 годах, а в 1469-1470 годах. То же самое с датой завоевания Хорезма. Надо думать, что Ильбарс с братом завоевали Хорезм не в 1505-1506 годах, а в 1517-1518 годах.

Тогда уже можно понять мотивы переселения улуса Ильбарса в Хорезм.

Возможно, это связано с нашествием казахов на ногайцев и бегством тех от казахов: Несколько лет шли упорные бои, связанные с притязаниями Касым-хана на земли Ногайской орды. Летом 1519 года ногайский правитель Шигим прислал в Крым послов, прося убежище от казахов, которые напали на ногаев[20].

Мне думается, что во время казахско-ногайских войн и после смерти Аминека два брата Ильбарс и Бильбарс сумели захватить Хорезм. Несомненно, они были более деятельными, чем их дяди Абулек и Аминек. Известно, что, несмотря на то, что Бильбарс был парализован, он участвовал в боях, "Он садился на телегу, запрягал в нее трех-четырех буйных коней, ходил в передовых отрядах и совершал набеги"[21]. Также известно, что дети Абулека и Аминека не участвовали в захвате Хорезма, а были приглашены Ильбарсом в захваченный Хорезм[22].

Согласно родословным у Ядигера было 4 сына: Буреке, Аминек, Абулек, Абак[23].

Если с тремя первыми детьми и их потомками мы знакомы (их потомки жили и царствовали в Хорезме), то с личностью Абака и его потомством мы не знакомы.

Мы отождествляем Ногайского хана Абогая и Абака, сына Ядигера.

В пользу этой версии свидетельствуют такие факты как:

1. Ядгар, а потом его сыновья Абулек и Аминек также были марионеточными ханами у ногайцев (Муса и Ямгурчи). Можно предположить, что после смерти всех трех братьев, Абак был возведен ханом как старший в правящем роду.

2. Совпадение имен (Абак и Абугай).

3. Совпадение времени жизни. Дочь Абугая была замужем за Саадат-гиреем (могла выйти замуж с периода 1523-1532), что свидетельствует о том, что ее отец жил в то же время, что и Аминек (жил во время исхода Мухаммеда Шейбани в Среднюю Азию).

4. Потомков Абака не было среди хорезмских Шибанидов, в то время как потомки остальных трех братьев там были, что косвенным образом свидетельствует о том, что Абак и его потомки остались среди Ногайской Орды.

5. Также на этом фоне интересно выглядят данные шежире Юрматы-бия: После шежере Абужай-хана там дальше добавлено: "Аеры Калбак (отец Абужая) - 1420 еллар чамасында Тубан Идельдан Хорезм якларына кучеп киткен татар кибеллелеренен берсе булса керек"[24].

Переселение отца Абужая в Хорезм, скорее всего – это отголосок переселения большинства родни Абака в Хорезм.

Хотелось бы разобрать вопрос о сообщении Муллакаева: согласно нему Башкирией сначала правил Хак-Назар до 1538 года, после него семь лет правил Исмаил-хан, после него правил Ахмед Гирей (во времена правления Шах-али), который назван сыном Хак-Назара.

Мы хотели бы выразить свою точку зрения на генеалогию Исмаил-хана. Мы считаем его сыном вышеупомянутого Абугай-хана, согласно шежире Юрматы-бия у Абужай-хана был сын Исмаил-хан. Хотя большинство историков склоняются к тому, что Исмаил – это будущий правитель Ногайской Орды Исмаил[25].

1. Исмаил-хан известен по шежире как сын Абужай-хана

2. Исмаил, потомок Едиге, никогда не носил титул хана, тогда как Исмаил, правитель Башкирии назван ханом, титул хана мог носить только чингизид.

Недаром башкиры во времена своих восстаний призывали Кучумовичей (Кучук, его сын Султан-Мурат, хан каракалпаков) для легитимизации восстания, или же выпрашивали казахских чингизидов к себе в правители (Шигай, сын Барака в 1735-1738, приглашения Аблая (1735-1738) и Абулхаира (1709-1710), сын Абулхаира Кожахмет в 1737 году).

Тот же Мулакаев делает различие между понятиями хан и мирза. Мирзами он называет Алтакара (Алчагира) и Битюряка, а ханами Хак-Назара, Ахмед-Гирея, Исмаила, Басмана и Тюра-хана[26].

3. В сообщении Мулакаева Исмаил-хан умер еще до взятия Казани русскими (а именно до воцарения Шах-али в Казани, а известный нам правитель Ногайской Орды был жив после взятия Казани русскими[27].

Таким образом, мы хотим резюмировать, что первой ханской династией Ногайской Орды были Арабшахиды (Ядигер, Абулек, Аминек, Абак (Абугай, Абужай), Исмаил, сын Абугая, ставленник ногаев в Башкирии).

После завоевания Ильбарсом и Бильбарсом Хорезма, смерти Абугая, а также отъезда потомков Аминека и Абулека в Хорезм, ногайские правители начали приглашать на трон представителей династии Кичи Мухаммеда, к ним гипотетически относились Янай и Ибишей, а также представителей казахских ханов (Ходжа-Мухаммед, Хак-Назар и его сын Ахмед-Гирей[28]).

Литература

[1] Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006. стр. 223.

[2] Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006. стр. 45, 223

[3] Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006. стр. 162

[4] История Казахстана в Русских Источниках т.1. Алматы. 2005. стр.37

[5] Трепавлов В.В. "История Ногайской Орды". Москва. 2002. стр. 178.

[6] Гайворонский О. "Повелители двух материков" т.1. Киев. 2007. стр. 160.

[7] История Казахстана в Русских Источниках т.1. Алматы. 2005. стр.69

[8] Генеалогия Ходжа-Мухаммеда имеет две версии. Подробнее: См. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов в 13-18 веках".Астана. 2008. Стр. 34.

[9] Рычков П.И. "История Оренбургская". Уфа. 2001. Стр. 181-182, 272.

[10] Марсель Ахметзянов "Татар шежерелере". Казань. 1995. Стр. 36.

[11] Марсель Ахметзянов "Татар шежерелере". Казань. 1995. Стр. 38.

[12] 19.XI 1457—10.Х 1458 г. н. э.

[13] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.435

[14] Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории культуры Казахстанаи Центральной Азии в 13-18 веках".  Алматы. 2001. Стр. 46.

[15] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.436-437

[16] Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории культуры Казахстанаи Центральной Азии в 13-18 веках".  Алматы. 2001. Стр. 45-46.

[17] Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории культуры Казахстанаи Центральной Азии в 13-18 веках".  Алматы. 2001. Стр. 46.

[18] 4.VI 1505—23.V 1506 г. н. э.

[19] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.438

[20] Гайворонский О. "Повелители двух материков" т.1. Киев. 2007. стр.130.

[21] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.439

[22] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.438-439

[23] Материалы по Истории Казахского Ханства. Алма-ата 1969. стр.437

[24] Марсель Ахметзянов "Татар шежерелере". Казань. 1995. Стр. 38.

[25] Трепавлов В.В. "Ногаи в Башкирии 15-17 века". Уфа. 1997.

[26] Рычков П.И. "История Оренбургская". Уфа. 2001. Стр. 181-182

[27] Рычков П.И. "История Оренбургская". Уфа. 2001. Стр. 181-182, 272.

[28] Мы не склонны принимать версию Трепавлова В.В. и отождествлять Ахмед-Гирея сына Хак-Назара с Ахмед-Гиреем братом Кучума. Подробнее См. Сабитов Ж.М. "Генеалогии Джучидов в 13-18 веках".Алматы. 2008. Глава: Ногайские ханы и Башкирия.

8 ноября 2009      Опубликовал: admin      Просмотров: 3817      

Другие статьи из этой рубрики

Сабитов Ж.М. Хызр-хан: хронология правления

Проблема ханствования и жизни Хызр-хана никогда не рассматривалась в научной печати отдельно. Если кто и упоминал этого хана, то только вскользь, не акцентируя на нем внимания и не посвящая ему даже абзаца. Этому есть простые объяснения: информация по данному хану очень скудна и обрывочна.

Агаджанов С.Г. К этнической истории огузов Средней Азии и Казахстана.

Огузские племена, наряду с другими кочевниками Евразии, сыграли значительную роль в сердневековой истории Западной Азии и Восточной Европы. Вступление огузов на арену мировой истории произошло в эпоху насыщенную стремительными и бурными событиями. Это была пора гибели Саманидского и Буидского государств, распада Газневидской державы и заката Византийской империи. Значительным событием данной эпохи явилось образование империи Сельджукидов и начало крестовых походов, поэтому исторические судьбы огузов тесно переплетены со многими регионами Ближнего и Среднего Востока, Передней и Малой Азии. Заметный след огузские племена оставили и в истории Причерноморья, Южной Руси и Балканского полуострова.
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте