1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Литература ногаев

1.Эпоха древности и средневековья

Истоки ногайской литературы уходят в эпоху далёкой древности. В длительном и сложном процессе этногенеза ногайского народа участвовали многие тюркские и монгольские племена, имевшие высокие культурные традиции. Поэтому ногаи получили от своих предков богатое литературное наследие.

К начальному периоду письменной литературы протоногайских племен относятся поэтические произведения древней и средневековой тюркской литературы.

К ней отно­сятся, в частности, памятники эпохи Тюркских каганатов V-VIII вв. Они представляют собой надписи, сделанные древнетюркским руническим письмом на каменных стелах в долинах рек Орхон и Тола (территория современной Монголии) и реки Енисей (территория современной России). Среди них – Малая и Большая поэтические надписи, посвящённые знаменитому полководцу Куль-тегину, надпись в честь правителя Восточно-Тюркского каганата Бильге-кагана, надпись в честь советника каганов Тоньюкука.

Поэтические эпитафии в честь Куль-тегина и Бильге-кагана были обнаружены в 1889 году русским учёным Н.М.Ядринцевым, надпись в честь Тоньюкука найдена в 1897 году Е.Н.Клеменц.

По мнению исследователей, в жанровом отношении древнетюркские надписи можно характеризовать как историко-героические поэмы. В них отражаются исторические события, связанные с эпохой возникновения первого Тюркского каганата, Восточно-Тюркского каганата, освобождением тюрков от китайского господства, историей военных походов Бильге-кагана, принца Куль-тегина, предводителя войск Тоньюкука.

Многие древненогайские племена в эпоху создания орхоно-енисейских рунических памятников проживали на той территории, где обнаружены эти памятники. А название некоторых племён (канглы, аз, татар, кенгерес, кыргыз и др.) встречаются в самих текстах.
 
К концу XI в. появляются произведения, вошедшие в золотой фонд древнетюркской поэзии. Наиболее яркими из них являются поэма Юсуфа Баласагунского "Кутадгу билиг" (ног. "Кутлы билим", "Қutlı bilim" – "Знание, дарующее счастье", "Благодатное знание", "Наука быть счастливым"), написанная в 462 г. хиджры (1069-1070 гг.), а также сочинение Махмуда Кашгарского "Диван лугат ат-тюрк" ("Собрание тюркских слов"), созданное между 1072 и 1083 годами.

   1    2    3    4    5  Вперед
6 апреля 2012      Автор: admin      Просмотров: 11310      

Другие статьи из этой рубрики

Коневодство ногаев

Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".

Охота и рыболовство ногаев

Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.

Традиционное хозяйство ногаев

Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов