1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
 
Статьи
 



Литература ногаев

5.Современная литература

В конце ХХ – начале XXI столетия в ногайской литературе Российской Федерации продолжают творить как поэты и писатели, начавшие свою деятельность в советское время, так и новые авторы.

Плодотворно развивается творчество Исы Капаева, книги которого становятся событием в культурной жизни народа. Книги "Бессмертная смерть" (2004), "Мойынтымар" (2007), "Синие снега" (2008) обнаружили новые грани его творчества. Автор пробует себя не только в привычной для него художественной прозе, но и в поэзии, публицистике. В книге "Бессмертная смерть" впервые в национальной литературе И.Капаевым предпринята попытка историко-философского осмысления многих событий из прошлого и настоящего ногайского народа.

Выдающимся ногайским поэтом современности является Мурат Алибек улы Авезов. Его стихотворные сборники "Память" (1982), "Айтыс" (1992) стали символами обновления в художественном развитии национальной литературы. В многогранном творчестве поэта-философа выделяются как традиционные, так и новые жанры ногайской поэзии – толгау (tolğaw – философские размышления, раздумья), мунглау (muņlaw – элегия), арнау (arnaw – посвящение), алгыс (alğıs – благопожелание), айтыс (aytıs – поэтическое состязание), дортлик (dөrtlik – четверостишие). Многие стихи М.Авезова стали популярными в народе песнями. Его поэзия подпитывается традицией степных йырау и акынов.

Самобытно творчество поэтессы Фариды Мухамбет кызы Сидахметовой. Её поэзия также опирается на национальные традиции, использует новые жанры мировой литературы (сонет). Плодотворно развивается творчество Салимет Ахмат кызы Майлыбаевой. Её стихи, воспевающие просторы родной степи, рассказывающие о сокровенных чувствах материнского сердца, жизненных радостях и печалях, встречают неизменный интерес читателей. На ниве поэзии пробуют себя Э.Кожаева, З.Юлбалдыев, А.Нургишиева, Ш.Айтувганов, З.Булгарова.

Мурад Заргишиев

Назад  1    2    3    4    5   
6 апреля 2012      Автор: admin      Просмотров: 11275      

Другие статьи из этой рубрики

Коневодство ногаев

Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногаев. Путешественник Адам Олеарий писал, что ногайские лошади "сильны и очень выносливы".

Традиционное хозяйство ногаев

Традиционным занятием ногаев издревле было кочевое скотоводство. Обширные степи Евразии, на территории которых проходил многовековой процесс этногенеза ногайского народа, обусловили его образ жизни и хозяйственно-экономический уклад.

Охота и рыболовство ногаев

Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, "соколиная охота – сестра войны". Грандиозные облавные охоты с ловчими птицами в эпоху Чингиз-хана и в последующих кочевых государствах подробно описаны в летописях Рашид-ад-Дина, Джувейни, сообщениях путешественника Марко Поло и в других средневековых источниках.
 
 
"Центральноазиатский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте 

Вопросы копирования материалов