Статьи
 

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть I

4.Сведения китайских хроник

Древние китайцы были хорошо знакомы со своими ближайшими соседями – тюрками, поэтому в китайских источниках приводятся подробные сведения об их культуре и быте. Согласно данным древнейших памятников прото-китайской письменности, относящихся к эпохе Инь (ХIII – ХII вв. до н.э.), продукты земледелия составляли основной рацион в пище племен жун и ди, живших  к северу и западу от Китая [Крюков, 1970, с. 38 – 39], большая часть которых была тюрко-язычной *11.

*11    Первое упоминание племен жун и ди в памятниках китайской письменности относится к 2357 г. до н.э. (См.: Файзрахманов, 2000, c. 40). О языковой принадлежности этих племен, так же как и племен хун, динлин, теле и др. см.: Бернштам, 1951, c. 21, 28 – 31, а также: Хўжаев, 2001, c. 11 – 18.

Китайские источники неоднократно отмечают о существовании земледелия еще у хуннов [Давыдова, Шилов, 1953, с. 193 – 201]. Хунны отправили военный отряд в Западные страны специально для заведения там земледелия, чтобы впоследствии стеснить усуней и Западный край [Бичурин, т. 1, с. 84]. Можно предполагать, что часть земледельческих работ выполняли беглые китайцы и рабы. Но основную часть этих работ, на наш взгляд, могли проводить представители оседлых стран запада, например Ферганы, которая некоторое время находилась под властью хуннов, а также наиболее бедная прослойка хуннского общества.  Земледелием могли заниматься и оседлые кеты, которые, согласно последним данным, составляли значительную часть хуннского общества [Vovin, 2000, p. 87].

Племена теле, которые были потомками древних хуннов, занимались скотоводством, но вместе с тем они хорошо владели искусством культивирования растений [Материалы, с. 12]. Жители владения Гаочан (Турфан) *12 выращивали 9 видов зерновых и питались в основном пшеничной мукой и мясом. Они выращивали также растение, плоды которого похожи на кокон. Шелковистые нити внутри кокона похожи на тонкую пеньковую пряжу. Его называют байдецзы *13. Жители этой страны делают из нее ткань, очень мягкую и белую [Материалы, с. 20].  В Фергане проживали оседлые тюрки Азгиш (от ас-киши), которые в китайских источниках упоминается в форме  Asi-gi [Togan, 1981, s. 52].

Западные ветви многочисленных племен теле, проживавшие в горах и долинах к востоку от Западного моря [Кюнер, 1961, с. 38 – 39], занимались в основном земледелием [Бэй шу, с. 569].

Племена бома, входившие в конфедерацию теле, … пахали поля на лошадях. С наступлением тепла они оттаивали их с солнечной стороны. С помощью лошадей и людей они пахали плугом и сеяли пять хлебов [Кюнер, 1961, с. 52 – 53] *14.

* 12 Судя по их описанию, здесь речь идет о тюрках: Они говорили на языке, понятном для хуа (китайцев), по внешнему облику походили на гаоли (корейцев), волосы заплетали в косы и откидывали за спину.
* 13   Иероглиф байдецзы является китайской передачей тюркского слова кипаз, киваз, означающего "хлопчатник".
* 14   Пять хлебов – традиционная формула основных культур китайского земледелия: рис, просо, ячмень, пщеница и бобы [Кюнер, 1961, с. 58].

Тюркский каган Мочжо (Мочур), правивший в 691 – 716 гг., просил у китайского императора предоставить ему 100 000 ху проса на посев, 3000 земледельческих снарядов [орудий] и несколько десятков тысяч гинов железа… Ему было посланы просо, земледельческие орудия и несколько тысяч кибиток покорившихся тюрков (тукюесцев). С этого времени тюрки (тукюесцы) усилились [Бичурин, т. 1, с. 269].

В стране хагасов (хакасов)  …климат был весьма холодным и постоянно стоял лед. У них не было 5 хлебов, и имелись только ячмень, пщеница, темное просо и конопляное семя. В 3-ю луну (апрель) они всегда пахали и сеяли, а в 8-ю и 9-ю луну (сентябрь-октябрь) собирали урожай, варили кашицу, чтобы делать напиток, и чтобы перебродить на водку. Для пщеницы имелся пеший жернов (т.е. он приводился в действие людьми), при помощи которого делали муку. К пище их правителя Ажо добавляли хлебцы [Бичурин, т.1, с. 351; Кюнер, 1961, с. 58; МИКК, т. 2, с. 35]. Муку мелят ручными мельницами. Богатые землепашцы водят верблюдов и коров по несколько тысяч голов Один Ажо употреблял хлебное вино, которое квасят из каши. [МИКК, т. 2, с. 42].

Цзилицзиси (кыргызы) занимались скотоводством, но имели также значительные сведения об обработке земли. [МИКК, т. 2, с. 54].

Земли Цзяньчжоу плодородны и годны для земледелия. Летом сеют и осенью хлеба вызревают, не требуя тщательной прополки и взрыхления почвы [МИКК, т. 2, с. 55].

Равнина в бассейне реки Талас была чрезвычайно подходящей для развития земледелия. В правление династии Тан (VII – X вв.) здесь была продолблена дорога в Нан-Шань (Южные горы) и узкий проход из камня для прохождения воды был сжат каменным шлюзом (плотиной) [Каримова, 2006, с. 232].

Жители столичного города кара-киданей Куз-Орду, из уйгурского племени цзоу-гуа (чигиль) не имели оружия и традиционно занимались землепашеством. Они подчинялись киданям и десятую часть дохода от полученного урожая уплачивали государству [Малявкин, 1974, с. 76 – 78; Супруненко, 2004, с. 82].

По течению реки Су-е (Суйаб) живут другие (чужие) племена и туцзюе под иным наименованием. У тех и у других по нескоько десятков тысяч войска. Они живут смешанно в городах и селениях и часто воюют. Все землепашцы носят шлемы и щиты, берут друг друга в плен и обращают в рабство. Отсюда до Западного моря с третьего до девятого месяца не бывает дождей, а для полива полей пользуются снеговой водой. Здесь произрастает ячмень, пшеница, рис, горох и бобы. Жители пьют виноградные и конопляные вина и айран [МИКК, т. 2, с. 67].

Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12  Вперед
29 октября 2008      Автор: admin      Просмотров: 33080      

Другие статьи из этой рубрики

Ш.С.Камолиддин. К вопросу об этногенезе узбекского народа

В некоторых публикациях последних лет, посвященных истории тюркских народов, наблюдается тенденция изобразить узбекский народ как конгломерат пришлых кочевых тюркских племен, пришедших на территорию Средней Азии в эпоху позднего средневековья.

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.

Эльмира Гюль. Узбекский ковер: этническая специфика и вопросы символики декора

Ковровая карта позднесредневековых узбекских ханств была весьма разнообразна, при этом ковроткачество было распространено в ареалах обитания скотоводческого населения. Наряду с узбеками выделкой ковров занимались также местные туркмены, арабы, каракалпаки, киргизы, казахи, уйгуры, таджики. Общность этногенетических корней, совместное проживание способствовало закономерному культурному взаимообмену: распространению единых технических приемов, мотивов орнамента. В контактных районах подчас сложно выявить происхождение того или иного изделия. Вместе с тем, некоторые ковры несут в себе четкую идентификацию, что делает их сразу узнаваемыми. Что касается собственно узбекского населения, то ковроткачество развивалось у узбеков-туркман (Нурата) и этнических групп дашти-кипчакского племенного объединения, сохранивших скотоводческий тип хозяйствования, в первую очередь кунгратов, локаев, кипчаков, туяклы, минг, найман, а также других, менее крупных племен. Участие перечисленных племен в этногенезе не только узбеков, но и иных народов-соседей, обусловило общность традиций прикладного искусства, в том числе ковроделия.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть III

Один из самых ранних этапов истории тюрков VI в. был связан с горнорудным промыслом, когда они добывали в горах Алтая железную руду для жужаньских хаканов [Гумилев, 1967, c. 20]. Железо представляло собой стратегически важный сырьевой материал, особенно для кочевников, поскольку оно было необходимо для изготовления оружия. Поэтому, тюрки придавали железу особое значение и занимались разработкой его месторождений еще на заре свой истории. По данным Менандра, в 568 г., когда византиец Зимарх, посланный императором Юстином к тюркскому хакану Дизибулу (Истеми), прибыл в Среднюю Азию, тюрки предложили ему приобрести железо, которое они добывали в своих рудниках [Хенниг, 1961, т. 1, с. 83 – 84; Пигулевская, 1951, с. 205 – 206].
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2017 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте